Сайт Апологет предназначен для публикации статей в защиту Русской Православной Церкви. Необходимость такой защиты уже давно назрела. Давайте говорить честно –  на сегодняшний день информационная война на пространстве интернета и СМИ Церковью проиграна. Война против Церкви шла всегда. Говоря словами апостола «Наша брань не к плоти и крови…» И вот сейчас в изменившихся условиях эта война обостряется на новом информационном пространстве.  Вспоминаются события пятнадцатилетней давности – многие церковные деятели осуждали интернет – помойка, место, где нет Бога – такие, или примерно такие формулировки можно было прочесть в православной прессе и услышать с амвона.

Когда же церковные деятели, наконец, решили осваивать интернет-пространство, в нем появилась масса православных сайтов. За очень редким исключением это сайты «традиционно» православные – жития, иконы, творения святых отцов Церкви. Люди православные туда заходят, но большой популярностью они не пользуются. За очень редкими исключениями. И самой главный их недостаток – они не выполняют миссионерской задачи. Людям неверующим там неинтересно, при этом непонятно и скучно.

И в подобных условиях процветает антицерковная риторика на всевозможных сайтах. Количество провокационных, откровенно лживых заказных публикаций очень значительно. Зачастую их авторы пользуются откровенной дезинформацией, опровергнуть которую крайне сложно – она быстро распространяется по сети, а опровержения сильно запаздывают и если, наконец, появляются, то в таких местах, где их читают только православные. В качестве примера могу привести небезызвестную серию публикаций о «даче патриарха» или о выступлении патриарха, в котором он назвал славян «варварами».

Отдельно хотелось бы упомянуть о том огромном количестве демотиваторов, которое бывает намного эффективнее статей и при этом намного лучше действует на сознание зрителей. Одно провокационное фото и удачной подписью – и все уже уверены в том, что и вправду жирный поп на Субару – это чистейшая правда.

Особой атаке подвергается патриарх. Нападки на него особо циничны и технологии воздействия на людей крайне грязны. Учитывая, что нынешняя власть в стране не пользуется особой поддержкой населения, любой контакт патриарха с президентом или премьером служит антицерковным целям. Про часы, иномарки, табак и прочие темы хочу сказать только одно – информация о них должна быть опубликована, опубликована на православных сайтах, ее должны знать верующие и они должны уметь давать ответ не только в своем уповании, но и по таким злободневным вопросам.

Что не мой взгляд необходимо делать, чтобы исправить ситуацию.

Прежде всего нужны кадры – ведь они «решают все». Православных, желающих этим заниматься немного. Но и желающие зачастую приносят больше вреда, чем пользы. Свою деятельность они видят в распространении чисто православных материалов. Пересказ житийной литературы или публикация аскетических и нравоучительных творений святых отцов (хорошо еще если не для монашествующих) только отпугивают неверующих.

Следовательно – необходим подбор и отбор соответствующих кадров, имеющих желание и соответствующих объем познаний для ведения дискуссии или написания статьи, для создания остроумных, но не злобных демотиваторов. Они должны понимать, что их цель не борьба с неверными, не ненависть, а объяснение обманутым людям, беседа с ними и установление контакта.

Теперь по задачам более конкретно:

Особо острым и злобным нападкам подвергается патриарх и высшее духовенство. «Поражу пастыря и овцы рассеются». Именно этим и занимаются на просторах интернета правдолюбы-сплетники. Следовательно, нужно уметь четко и внятно донести до людей причины этих нападок, их необоснованность, ту ложь, которую распространяют о духовенстве. Разумеется не только о патриархе, но и обо всех священниках. Необходимо восстановить доверие к Церкви.

В сети, особенно среди молодежи, очень популярны неоязыческие настроения. Борьба с язычеством на территории России – звучит довольно странно. Но это факт. Если этим не заниматься сейчас – мы потеряем молодёжь. Большая часть таких заблуждений коренится в незнании и искажении истории нашей Родины. Часто адепты этих неоязыческих учений несут откровенную чушь. То, что людям умным и знающим просто неудобно опровергать откровенные глупости понятно. Но их молчание воспринимается публикой за уклонение от спора. А раз уклоняются – значит бояться. А раз боятся – значит, есть чего бояться. Значит, правы оппоненты.

Нападки атеистов довольно банальны и известны. Ничего принципиально нового нельзя найти даже в письме «десяти академиков» — просто «сбыт лежалого товара». Покойный академик Гинсбург даже не утруждался изучением каких-то свежих атеистических публикаций. Но надо признать, что эти устаревшие публикации действуют на умы не только старых, но и молодых людей. Почему их никто не опровергает? А ведь какое поле не только для апологии, но и для миссионерской работы. Ведь часто эти обманутые люди впервые узнают правду из уст интернет-собеседника и у них возникает живой интерес. Когда такие люди узнают, что их представления о православии не соответствуют действительности, что они критикуют и занимаются борьбой с мифическим учением, ничего общего не имеющим в православие, они получают шанс на спасение.

Надеюсь излишне объяснять, что традиционные православные публикации с иконами, житиями и благочестивыми поучениями указанными группами не то, что плохо воспринимаются – не воспринимаются вовсе. Они проходят мимо. В крайнем случае, оставляют циничную отметку о своем отношении к подобной публикации, которую мы, люди православные, вполне обоснованно воспринимаем как кощунство и ожидаем молнии на голову богохульника. Но давайте не будем забывать, что молния может ударить и по нашей голове – ведь это мы спровоцировали его на эти слова.

Если уж решили общаться – прежде всего заинтересуйте собеседника, дайте ему почувствовать что вы его уважаете, но при этом будете твердо защищать свою веру. Не уклоняйтесь от любых, я подчеркиваю – любых вопросов. Но при этом четко очертите собеседнику границу дозволенного – это кощунства и брань. А вот гордыню придется смирить – иначе опытный оппонент быстро выведет вас из себя и завладеет инициативой. Помните, что вы беседуете с ним публично. И реакцию публики вы  не в состоянии отследить. Вам кажется, что вы ответили удачно, а на самом деле зрители не на вашей стороне. Ну, или наоборот. Тут все зависит от публики. При обсуждении ваш оппонент зачастую работает именно на публику. И вам не следует об этом забывать.

В следующих публикациях я выскажу свое мнение о правилах ведения дискуссии в интернет, а пока все. До свидания.