Пречистая Богородица скоро услышит тех, кто об­ращается к Ней с сердечным прошением, где бы и перед ка­ким образом они ни молились.

Но верно и то, что «молит­ва, приносимая пред некоторыми чудотворными иконами Пресвятой Богородицы, может быть особенно благоуспешна, частию по особенному устроению провидения Божия, частию потому, что где уже открылись по вере чудеса и бла­годеяния Божий, там и немощная вера человека близкими опытами удобнее возбуждается, укрепляется и привлекает свыше благодатную помощь».

Казанская, Владимирская, Иверская — сами эти имена дороги православным. Заступ­ница рода христианского не оставит тех, кто с усердием и верой прибегает к Ее иконам, «только бы вера их не останавливалась на одном образе, но простиралась к Самой изоб­раженной Пресвятой Богородице».

Святитель Филарет.

«Млекопитательница»


Икона Божией Матери «Млекопитательница» первоначаль­но находилась в лавре преподобного Саввы Освященного (преставился в 532 году, память его 5/18 декабря) близ Иеру­салима. Святой основатель лавры, живший в IV веке, перед смертию предсказал, что чудотворная икона дарована будет в благословение от лавры святому Савве Сербскому с Афона. Так и случилось. Через семь столетий в Лавру прибыл никому неизвестный сербский богомолец; когда он приблизился к мо­щам преподобного основателя лавры, посох святого, хранив­шийся около гробницы, упал к ногам незнакомца. Иноки мо­настыря, поинтересовались, кто такой богомолец, а, узнав, что перед ними Савва Сербский, вручили ему посох преподобно­го и две иконы Божией Матери: «Млекопитательницу» и «Троеручицу». Савва был известным подвижником веры Христо­вой, он благоустроил сербскую Церковь: поставил несколько епископов, поучал их быть примером своему стаду.

На горе Афон была церковь Святого Саввы Освящен­ного при Карейской келий, коя относилась к сербскому Хи-лендарскому монастырю. Туда-то и привез икону «Млекопи­тательница» святитель Савва.

Празднование в честь иконы совершается в тот же день, что и память святителя Саввы, — 12/25 января.

Иконе Божией Матери «Млекопитательница» молятся молодые матери, чтобы вскормить грудью младенца, а так­же к ее помощи прибегают при родах.

«Утоли моя печали»

«Утоли моя печали» икона Богородицы называется слова­ми из церковных молитвословий, обращенных к Богоматери: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея…» Изобра­женный на иконе Младенец Христос держит свиток со слова­ми: «Суд праведен судите и милости и щедроты творите кож-до искреннему своему и вдовице и сира и пришельца и убо­га не насильствуйте и злобы брата своего не воспоминайте».

Чудотворная икона находилась в Москве в церкви святите­ля Николая на Пупышах. Полагают, что принесена она в Моск­ву казаками в 1640 году. Почитание этой иконы особенно про­явилось во время чумы, в 1771 году, в Москве. Во второй по­ловине XVII века икона совершила чудесное исцеление. В честь этого чуда Церковью и было установлено празднество. Празд­нование иконе 25 января/7 февраля. Ныне чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в московском Николо-Кузнец­ком храме. Этой иконе молятся в скорбях и печалях, об избав­лении от греховных страстей, обуревающих сердце человека.

Иверская икона


Иверская икона Пресвятой Богородицы ознаменовала себя первым чудом во време­на гонения на иконы, в IX веке.

Она принадлежала некоей благочестивой и богатой вдове, жившей с единственным сы­ном в городе Никее. Когда воины, посланные Царем отбирать и уничтожать иконы, яви­лись к сей женщине с требованием от нее иконы, то она дала им денег и просила оста­вить ей икону до утра; после молитвы ночью вместе с сыном отнесла святую икону на взморье и пустила на воду, и икона, стоя прямо, поплыла по волнам.

Между тем благочестивая женщина посоветовала сыну скрыться от преследования царских воинов. Юноша удалился и поступил в иноки на Афон. Здесь рассказал он об иконе.

Прошло много времени; где находилась икона — неизвестно, но предание о ней хра­нилось на Афоне. И вот однажды афонские иноки увидели огненный столп, восходящий от моря до неба. Оказалось, что этот столп был над иконою, стоявшею на воде.

Иноки хотели подплыть к иконе, чтобы взять ее; но она, по мере приближения плов­цов, стала удаляться. Тогда иноки собрались в храм и молились о даровании им чудной иконы, и Сама Пресвятая Богородица явилась во сне одному благочестивому иноку Гав­риилу и повелела идти по водам и принять Ее икону для обители. Старец открыл сон на­стоятелю, и все отправились на берег с крестным ходом. Старец Гавриил пошел по мор­ской воде и удостоился принять чудную икону.

Икона сия названа Иверскою по имени монастыря, который удостоился принять ее.

На иконе, на правой ланите лика Пресвятой Богородицы виден след раны. Она, как говорит предание, нанесена иконе одним из варваров уже в Иверской обители, и при этом истекла из раны и запеклась кровь.

В России есть несколько списков Иверской иконы, прославленных чудотворениями. Особенно чтился бывший в Москве в особой часовне при Воскресенских воротах.

После революции часовню уничтожили, в 1931 году снесли Воскресенские ворота; чу­дотворный образ был передан в храм Воскресения в Сокольниках.

Милости и чудеса от Иверской Божией Матери не прекращались. В 1982 году просла­вился обильным мироточением список Иверской иконы, привезенный в Монреаль с Афо­на православным паломником. С тех пор образ возят по православным приходам Амери­ки и Западной Европы и повсюду он источает целебное миро (икона перестает мирото-чить лишь во время Страстной седмицы).

В Москве в ноябре 1994 года святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Ивер­ской часовни и Воскресенских ворот. Меньше чем через год они были восстановлены на прежнем месте. 25 октября 1995 года с Афона прибыл новый список чудотворной Ивер­ской иконы — Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Иконе молились об избавлении от разных напастей, об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли.

Празднование в честь Иверской иконы совершается во вторник Светлой седмицы, 12/25 февраля и 13/26 октября. 12/25 февраля празднуется Иверской иконе в память при­несения второго списка с нее в Иверскии Свято-Озерский монастырь в 1656 году. Иконе празднуется еще 13/26 октября в память принесения первого списка с иконы в Москву в 1648 году.

Также установлено празднование «Иверской» во вторник на Пасхе (пасхальной неделе), вместо празднования в день явления иконы.

«Иверская» икона Божией Матери, как и «Смоленская», «Тихвинская», «Троеручица», «Грузинская», «Иерусалимская» относится к наиболее известным вариантам Одигитрии (см. об этом типе икон выше). «Иверская» была одною из самых почитаемых икон в России. Русские благочестивые цари и лица царственного дома, посещая Москву, неизменно оста­навливались для молитвы пред сею чудотворною иконою.

Одним из известных списков (копий) «Иверской» — Моздокский, находящийся в городе Моздоке на Кавказе в Успенской церкви. «Моздокская» принадлежит к древней­шим святыням Православной Церкви и была написана для царицы грузинской Тамары.

«Взыскание погибших»

«Взыскание погибших» икона Божией Матери — чудо­творная икона, которая была известна в России с XVIII века.

Наиболее ранним считается образ, находившийся в Геор­гиевском храме города Волхова Орловской губернии и прославившийся многими чудесами — в том числе спасением замер­зающего крестьянина, который и заказал список с этой иконы.

В праздник Крещения Господня, по дороге из Волхова домой, в село Бор, благочестивый крестьянин Федот Обухов попал в сильную метель и стал замерзать. Понимая, что спа­сти его может, только чудо, по вере своей он обратился с молитвой к Божией Матери и дал обет заказать список с иконы «Взыскание погибших» из Георгиевского храма в Вол­хове. Молитва его была услышана Богоматерью. Когда лоша­ди дотащили сани с полузамерзшим Федотом до соседней деревни, то один крестьянин услышал вдруг голос: «Возьми­те!», вышел во двор и нашел Федота. Выздоровев, Обухов вы­полнил обет Богородице, заказал список, и с того времени Борская икона «Взыскание погибших» пользуется особым почитанием среди верующих.

В Москве был известен и почитаем другой образ. Ныне он находится в храме Воскресения Словущего.

Некий благочестивый человек был по молитве перед этой иконой Божией Матери спасен Ею от глубокой нище­ты и отчаяния; впоследствии он передал чудотворный образ в свою приходскую церковь.

В 1812 году французы разграбили храм, а икона была найдена разрубленной на три части. При обретении образа совершилось множество» чудесных знамений и исцелений.

Иконе молились о благословении брака, об освобождении от пороков, к ней приходили матери с молитвой о погибаю­щих детях. Икона считается наделенной особой силой избав­ления от головной и зубной боли, лихорадки, в болезни глаз.

Память иконе «Взыскание погибших» совершается 5/18 февраля.

«Державная»


«Державная» икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения царя-мученика Николая Александровича от престола.

«Державная» икона Божией Матери была обретена чудесным образом.

Крестьянке Евдокии Андриановой из селения Перерва, что на другой стороне Москва-реки против села Коломенское, под стенами Николо-Перервинского монастыря, 13 марта 1917 года во сне явилась Богородица, которая велела ей найти черную икону в селе Коло­менском и сделать ее красной, чтобы все молились Ей.

Еще через две недели во сне крестьянке было явлено видение — белая церковь, а на престоле — Богоматерь с Младенцем. Белая церковь походила на храм в Коломенском, ку­да Евдокия Андрианова и направилась.

В подвале среди старых икон она нашла черную икону, на которой изображена была Богоматерь с Младенцем на руках на престоле, в красном порфире, с короной на голове, в руках у Нее были скипетр и держава. Именно из-за державы в руке Богородицы иконы и стали называть «Державной».

После явления «Державной» иконы Богоматери ее копии появились в каждом храме.

Были подготовлены служба и акафист к иконе, в составлении которых участвовал патриарх Тихон.

Обретение иконы произошло в день отречения императора Николая II от престола, и этим событием Божия Матерь показала, что берет Россию под Свое державное покрови­тельство.

После явления образа Вознесенский женский монастырь в Москве по записям в сво­их книгах установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашестви­ем Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Ко­ломенского.

После революции икона хранилась в запасниках Исторического музея.

Сейчас она вернулась в Коломенское, и в настоящее время пребывает в Казанском храме.

Празднование иконе совершается в день ее явления, 2/15 марта.

Ей молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране и сохранении России.

«Споручница грешных»


Эта чудотворная икона, находилась в Одринском мужском монастыре, Орловской епархии, а список с нее есть в Москве, в Николо-Хамовнической церкви.

Обе иконы прославились в сороковых годах XIX века многими чудотворениями; Мос­ковская — видением света и истечением мира от нее.

На иконе Божией Матери «Споручница грешных» есть надпись: «Аз Споручница греш­ных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну; да тии, иже радость вы­ну Мне приносят, радоватися вечне чрез Меня испросят».

На иконе изображена Пресвятая Дева Мария, на левой руке которой сидит Ее Боже­ственный сын.

Наименование иконы Божией Матери «Споручницей грешных» служит выражением той многоразличной благодатной любви Ее к грешному человеческому роду, которую Она проявляла во все времена.

Споручница — значит Поручительница или Посредница между Господом Иисусом Хри­стом и грешными людьми, неусыпная Ходатаица и Молитвенница о них.

Празднование иконе совершается 7/20 марта и 29 мая/11 июня. Летнее празднование установлено в 1898 году, в память 50-летия пребывания чудотворной иконы в московском Никольском храме в Хамовниках.

Первое известие о чудесах, явленных от этого образа, от­носится к сороковым годам прошлого столетия.

Икона неоднократно мироточила.

Так, в 1844 году у иконы, хранившейся в часовне Ни­кольского Одрина монастыря города Карачева Орловской губернии, чудесно исцелился двухлетний мальчик.

«Споручнице грешных» молятся во время греховного омрачения, во всяком унынии, отчаянии и скорби душев­ной, об избавлении от эпидемии и чумы, в расслаблении те­ла с бессонницей, потерей аппетита и лишением каких-либо членов.

«Живоносный источник»

«Живоносный источник» икона Пресвятой Богороди­цы — чудотворная икона, празднование которой бывает в пятницу пасхальной недели. Установлено оно в память об­новления храма в Константинополе, именуемого «Живонос-ным источником», и чудес здесь совершенных.

Храм воздвигнут в 457 году императором Львом I при источнике, от воды которого силою Богородицы происходи­ли исцеления.

На иконе «Живоносный источник» Пресвятая Богоро­дица с Богомладенцем Иисусом изображается сидящею в купели.

В России, начиная с XVI века, утвердился обычай посвя­щать источники, находящиеся в монастырях, Божией Мате­ри «Живоносного Источника».

Основатель Саровской пустыни Исаакий (в схиме Ио­анн) принес с собой икону Божией Матери «Живоносный Источник», в честь которой 28 апреля 1706 года и заложил храм — первую церковь обители. Впоследствии икона про­славилась чудотворениями.

Преподобный Серафим Саровский посылал больных по­молиться перед этим образом, и они часто получали исцеле­ния и утешения в скорбях.

Этой иконе молятся об избавлении от телесных недугов, страстей и душевных немощей.

«Неупиваемая Чаша»

«Неупиваемая чаша» икона Божией Матери — икона, на которой Богомладенец написан стоящим в чаше. Это чаша причащения, неупиваемая, или неиспиваемая, ибо Агнец «всегда ядомый и никогдаже иждиваемый».

А Матерь Божия с воздетыми руками, как первосвящен­ник, возносит к Богу жертву — Своего закланного Сына. Она молится за всех грешников и призывает к неистощимо­му источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша Небесной помощи и милосердия уготова­на просящим с верой.

Чудесное явление святого образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году в Серпуховском Высоцком монасты­ре, где икона хранится и ныне.

Как и прежде, каждое воскресенье после Божественной литургии совершается водосвятный молебен с акафистом чу­дотворной иконе: поминаются имена тех, кто страдает при­страстием к губительной чаше вина и нуждается в благодат­ной помощи Пречистой Владычицы.

Как уже говорилось выше, икона была обретена в 1878 го­ду, когда одному крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, горькому пьянице, у которого от пьянства отня­лись ноги, был сон.

Во сне к нему пришел старец и сказал ему идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы.

Там крестьянину было велено прийти к иконе «Неупи­ваемая чаша» и отслужить молебен, после которому Царица Небесная дарует ему здоровье душевное и телесное.

Не владея ногами и не имея ни гроша, крестьянин по­боялся идти в Серпухов. Тогда сон повторился во второй и третий раз. В третьем сне старец уже был столь грозен, что пьяница на четвереньках отправился в путь.

В одном селе он остановился на ночлег у старушки, ко­торая намазала ему ноги какой-то мазью, и на утро кресть­янин смог встать на ноги.

С трудом, при помощи двух палок, он добрался до мо­настыря и обратился к монахам с просьбой показать ему икону Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Такой иконы никто не знал, но тут один из насельников вспомнил об иконе Богородицы, на которой была изображе­на чаша. Икона висела в проходе из храма в ризницу. На обратной стороне иконе, ко всеобщему удивлению, была об­наружена надпись: «Неупиваемая чаша».

На образе преподобного Варлаама в том же монастыре крестьянин узнал старца, который являлся ему во сне. После молебна крестьянин выздоровел и душевно, и телесно.

Празднование иконе 5/18 мая.

Этой иконе молятся, прежде всего, об исцелении от па­губной страсти пьянства и запоя.

«Достойно есть» — «Милующая»

История иконы связана с появлением песнопения «До­стойно есть». Предание, сохранившееся на Святой горе Афон, повествует, что в конце X века недалеко от Карейско-го монастыря в уединенной келье жил старец со своим по­слушником. Однажды под воскресенье старец отправился ко всенощному бдению в Карейский храм, а послушник остал­ся в келье один. Ночью к нему постучался неизвестный инок, и послушник впустил его. Вместе они стали на молит­ву. Во время пения слов «Честнейшую Херувим…» гость за­метил, что у них поют эту песнь иначе: добавляют перед «Че­стнейшую» слова: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблажённую и Пренепорочную и Ма­терь Бога нашего».

Пока длилось песнопение, келейная икона Богоматери «Милующая» сияла небесным светом, а послушник в умилении плакал. Он попросил гостя записать эту дивную песнь, и, так как в келье не было бумаги, пришелец написал слова на камне, размягчившемся по­добно воску под рукой чудного писца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидимым, а икона еще некоторое время излучала чудесный свет.

Образ был перенесен в Протатский (Свято-Успенский) соборный храм Карей и сейчас пребывает там в алтаре на горнем месте.

Известны списки иконы «Достойно есть» с изображением молитвенного обращения к Богородице ангелов и святых.

Вокруг изображения обычно помещается сам текст молитвы «Достойно есть».

Память иконе «Достойно есть» — «Милующая» совершается 11/24 июня.

Боголюбская (Владимирская) икона

Боголюбская икона Божией Матери, иначе называемая Боголюбской Владимирской, — чудотворная икона. Праздне­ство этому образу учреждено в 1157 году князем Андреем Боголюбским (память его 4/17 июля).

Когда князь отправлялся в Суздальскую землю с иконою Богородицы (см. далее Владимирская икона), тогда близ Вла­димира явилась ему в ночном видении Пресвятая Богороди­ца, стоящая над его шатром с хартиею в руке, и сказала: «Я не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов, но поставь его во Владимире, а на этом самом месте воздвигни церковь и устрой обитель». Это было 18 июня старого стиля. Князь поспешил исполнить повеление Богородицы и, призвав живописцев, велел им изобразить Богородицу в том виде, в каком она явилась ему.

В память чудесного явления, в самый день явления, 18 июня старого стиля, установил праздник, икону же, вновь написанную, назвал иконою Боголюбской Божией Матери, а место, где явилась Богоматерь, — Боголюбивым (здесь впос­ледствии основался город, названный Боголюбивым, в насто­ящее время село Боголюбово), и сам стал называться Бого­любским.

Князь Андрей действительно любил Бога. Он не жалел своих средств и сокровищ для храмов. В управлении свято­го князя наблюдал строгую правду; сам ведя трудовую, чис­тую и деятельную жизнь, он награждал хороших людей и ка­рал злых, был сострадателен к бедным и больным, сам уха­живал за больными, заключенным же в темницах, по его приказанию, развозили пищу.

В 1771 году, когда свирепствовала моровая язва в Рос­сии, Боголюбивая икона прославилась тем, что язва не кос­нулась ни монастыря Боголюбова, ни прилегающего к нему села и в самом Владимире прекратилась, когда вследствие яв­лений, бывших некоторым из благочестивых горожан, пере­несли икону из монастыря в город. В память сего чуда во Владимире установлен крестный ход вокруг города и ноше­ние иконы по домам жителей.

Из списков с «Боголюбской», о которых будет сказано ниже, одной из самых известных считается Боголюбская-Зимаровская, которая находится в селе Зимарове, Рязанской епархии. Предание говорит, что во времена татарского ига икона сия была расколота татарами на две половины и бро­шена в лес. Там половины сами собою соединились, но не­ровно, одна выше другой, и икона после того ознаменовала себя чудотворениями.

Многие списки чудотворной Боголюбской иконы вос­приняли благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, и исце­лениями прославились Угличский, Московский, Тульский, Козловский, Елатемский, Зимаровский, Юрьевский, Усман-ский и Тарусский списки.

Празднование Боголюбской иконе было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня/1 июля, в день явления ему Божией Матери.

Тихвинская икона

Тихвинская икона Божией Матери явилась в 1383 году близ Тихвина над горою.

Окруженная лучезарным сиянием, она перенеслась по воздуху из Константинополя незадолго до взятия его турка­ми, останавливаясь в разных местах, где были поставлены ча­совни и храмы, например, в 30 верстах от Ладожского озе­ра, в 3 верстах от Смоленска и других городов. К горе стек­лось множество народа. Священники пришли с крестным ходом и вместе с народом молились Богородице, чтобы ико­на Ее снизошла к ним. И икона сошла с высоты воздуха прямо на руки священников. Все с благоговением лобызали икону и в тот же день начали строить храм. Но в ночь ико­на перенеслась на другую сторону реки Тихвинки. Вместе с иконою перенесены были туда и начатый храм и весь мате­риал, приготовленный для храма, и даже самые щепы, как будто бы перенесено было самое место. Здесь храм был до­строен, и икона поставлена в нем.

От иконы происходило множество чудес. Впоследствии тут был основан монастырь.

В 1613 году Тихвинская икона чудесно защищала оби­тель от шведов: по повелению Самой Богородицы в ночном видении, икона была обнесена вокруг обители, и на врагов

напал такой страх, что они бежали от стен ее. После окон­чательной победы в монастырь прибыли русские послы для заключения мира со шведами и, получив точный список с чудотворной Тихвинской иконы, направились в деревню Столбово в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 го­да был заключен мирный договор со шведами, известный в истории под названием Столбовского.

Главной порукой мира с русской стороны был список с чтимой иконы.

Впоследствии этот список был принесен в Москву в Ус­пенский собор в Кремле, а затем по просьбе новгородцев от­правлен в Новгород в Софийский собор.

Первообраз хранился в Тихвинском монастыре.

После революции 1917 года икона пребывала в потаен­ном месте, а во время Великой Отечественной войны была привезена в Ригу.

После войны святой образ находится в США в Чикаго. В 2004 году в день своего празднования икона торжествен­но была возвращена в Россию и с благодарностью и почте­нием к святыне принята русским народом.

Почитание Тихвинской иконы в России очень велико, списки с нее имеются во многих храмах, и многие из них также прославились чудотворениями.

Празднование иконе 26 июня / 9 июля.

Тихвинская икона относится к иконографическому типу изображения Богородицы «Путеводительница» («Одигит-рия»). В этом типе заложена концепция богородициных икон в целом: Пресвятая Дева ведет нас к Христу.

На Тихвинской иконе — изображение Богоматери с Мла­денцем на левой руке. «В жесте Богородицы, указующем на Христа, — пишет И.К. Языкова, — ключ к этому образу — Матерь Божия ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть путь, Истина и Жизнь… В жесте Бого­родицы наглядно явлен христоцентризм, о котором иногда забывают иконописцы. Образ Богородицы не доложен за­тмевать образ Христа, чтобы молящийся не воспринимал об­раз Спасителя как второстепенный».

Наиболее распространены, как мы уже говорили выше, поясные варианты изображения Одигитрии, характерной особенностью которых является легкий поворот ликов Девы Марии и Богомладенца навстречу друг другу. Однако встре­чаются и оплечные композиции. Тихвинская икона — пояс­ной вариант изображения Пресвятой Девы с Младенцем.

К наиболее известным вариантам Одигитрии, кроме Ти­хвинской, относятся иконы «Смоленская», «Иверская», «Троеручица», «Грузинская», «Иерусалимская».

«Троеручица»

«Троеручица» икона Пресвятой Богородицы появилась в VIII веке при святом Иоанне Дамаскине, знаменитом песно-писце Православной Церкви и ревностном защитнике ико-нопочитания.

За свою ревность иконопочитания Иоанн был оклеветан греческим императором, иконоборцем Львом Исаврянином, в измене князю Дамасскому, у которого он занимал важную государственную должность.

Князь приказал отрубить Иоанну правую руку, будто бы писавшую изменническое письмо. Рука была отсечена и по­вешена в платке на публичном месте, но к вечеру, по прось­бе, возвращена ему.

Святой Иоанн, приложив мертвую кисть к суставу, пал пред иконою Богородицы, слезно молился о своем исцеле­нии на защиту православия, а затем заснул. Во сне он уви­дел Пресвятую Богородицу, Которая сказала ему: «Вот рука твоя исцелена; не скорби более и исполни то, что обещал Мне в молитве».

Иоанн проснулся и увидел, что рука его действительно исцелена, и он, в память чуда, сделал из серебра изображение кисти руки и приложил его к иконе Богородицы, отчего икона получила название «Троеручицы».

Три руки стали изображать и на списках с этой иконы. Икона находится на Афоне в Хиландарском монастыре. Плат же, в который отрубленная кисть была вывешена в публич­ном месте, Иоанн всю жизнь в память о свершившемся чуде носил на голове.

После смерти в лавре Саввы Освященного близ Иерусалима чудотворная икона Пре­святой Девы вплоть до XIII века находилась там. По прибытии же в лавру святого Саввы, архиепископа Сербского, по повелению Девы Марии, икона была принесена им в Сербию. Во время османского нашествия, когда монахи не могли уже более защищать икону, они вверили ее воле Господней и положили на осла, который пришел в сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Икона была с радостью принята в монастыре.

После смерти игумена в монастыре начались распри, кто займет его место. Тогда Бо­гоматерь решила сама стать настоятельницей монастыря и утром иноки увидели Ее икону висящей над игуменским местом. Монахи вернули ее в алтарь, но икона вновь и вновь возвращалась на игуменское место. Только после объяснений одного святого затворника насельники монастыря поняли волю Пресвятой Богородицы.

С того времени и доныне в Хилендарской обители неизменно соблюдается святая во­ля Царицы Небесной: там выбирают не игумена, а только наместника, заведующего мона­стырскими делами. Правит же монастырем Пресвятая Дева Мария.

В 1661 году чудесно явилась икона «Троеручицы» в мужской Белобережской пустыни Орловской губернии.

В 1661 году список с чудотворной иконы «Троеручица» был принесен в подмосков­ный монастырь Новый Иерусалим, основанный патриархом Никоном, и вскоре икона ста­ла известна по всей России.

Один из чтимых списков «Троеручицы» находится в настоящее время в Успенском храме Болгарского подворья в Москве.

Казанская икона

Казанская икона Пресвятой Богородицы явилась в 1579 году в Казани, взятой у та­тар Иоанном Грозным.

Пресвятая Богородица явилась во сне девице Матроне и повелела возвестить архиепи­скопу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и указала самое место. Де­вица рассказала о своем сне матери, но та объяснила сон обыкновенною детскою грезою.

Сон повторялся еще дважды и с угрозою наказания за непослушание. Мать и дочь от­правились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им.

Тогда 8 июля старого стиля обе они, в присутствии народа, отправились на указанное место. Мать и другие люди начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала ко­пать сама Матрона, икона была найдена.

Она была обернута в ветхое сукно и сияла чудным светом, как будто бы недавно бы­ла изображена. Тогда с крестным ходом перенесли икону в ближайшую церковь.

Список с иконы был отправлен в Москву, и царь повелел построить церковь и жен­ский монастырь на месте явления иконы.

В этом монастыре приняли постриг и Матрона с матерью. Матрона, приняв в иноче­стве имя мавры, стала первой его настятельницей.

Впоследствии было еще несколько явлений икон, списков с Казанской:

Тобольская, находившаяся в Тобольске в кафедральном соборе и прославившаяся спа­сением горожан от угрожавшего голода;

Каплуновская, явившаяся в 1689 году в сельце Каплунове Харьковской епархии и про­славившаяся помощью Петру Великому в войне со шведами под Полтавою;

Нижнеломовская, явившаяся в 1643 году на источнике, в двух верстах от Нижнего Ло­мова Пензенской епархии;

К up по ее кия. в 1725 году перенесенная из Карповской пустыни в Курский Знаменский мужской монастырь;

Коташинская, явившаяся в 1622 году, которая находится в Коташинском монастыре Черниговской епархии;

Вознесенская, сохранившаяся невредимою во время пожаров в 1689 и 1791 годах, на­ходилась в московском Вознесенском женском монастыре;

Павловская, находившаяся в селе Павловском Московской епархии;

Иркутская — в соборном храме в Иркутске;

Карюполвская — в Каргополе, в 1714 году ознаменовавшая себя течением слез из очей изображенной на ней Богородицы;

Ярославская — в женском монастыре в Ярославле, впервые прославившаяся чудотво-рениями в XVI и XVII веках;

находившаяся в Шлисселвбургской крепостной часовне. Шлиссербургская икона была почитаема узниками. Она весьма древняя и прославилась в смутные времена самозванцев и шведских набегов и опустошений.

В России до 1917 года было три особо чтимых списка Казанской Божией Матери: в Ка­зани, в Богородичном соборе; икона, перенесенная Петром Первым в Санкт-Петербург из Москвы; в московском казанском соборе, дарованная князем Пожарским. В 1904 году в Казани чудотворная икона была похищена, и ее дальнейшая судьба достоверно неизвестна.

Особо чтимая чудотворная Казанская икона пребывает в Московском Елоховском Бо­гоявленском патриаршем соборе.

Празднование этой иконе и списков с нее 8/21 июля.