Отношение к колоколам было почти таким же, как и к живым существам. Очень часто их «награждали» каким-либо пышным или забавным именем или прозвищем.

Нередко названия колоколов определялось их участием в жизни города. Так, например, звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в Новгороде, Пскове, Твери, Ростове и некоторых других городах. Среди башен Московского Кремля, слева от Спасских ворот, сохранилась небольшая башенка. Ее называли царской, набатной, сторожевой, всполошной, осадной. Последние названия происходят оттого, что в ней висел набатный или сторожевой, всполошный колокол. Такие колокола (их еще называли осадными, дозорными) в русских городах висели, как правило, на крепостной стене и оповещали народ о каких-либо бедствиях.

Набатный колокол Московского Кремля. 1714 год. Мастер Иван Моторин.
Хранится в Оружейной палате

Часто название колокола было связано с особенностями его звона или участия в дневном и годовом круге богослужения. Колокол с сильным, резким звучанием нередко назывался «Лебедь» (колокола с таким названием известны среди благовестников Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры). Очень низкий «басовый» тон звучания мог послужить поводом, чтобы назвать колокол «Медведь» или «Реут» (т.е. «ревун»). Колокол с мягким и приятным звоном часто звали «Красным», с неровным, дребезжащим или глухим звуком — «Козлом», «Бараном», а то и «Глухим» (что могло быть обусловлено трещиной в теле колокола). Человеческими именами, в отличие от Западной Европы, на Руси колокола называли крайне редко. Один из самых известных случаев — это большой благовестник на звоннице Ростова Великого. По желанию ростовского митрополита Ионы Сысоевича, колокол был назван «Сысой».

Колокол «Лебедь». 1594 год. Мастер Андрей Чохов Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Колокол «Лебедь». 1775 год. Мастер Семен Можжухин
Колокольня Иван Великий Московского Кремля. Первый ярус

Колокол «Медведь». 1775 год. Мастер Семен Можжухин
Колокольня Иван Великий Московского Кремля. Первый ярус

Колокол «Реут». 1622 год. Мастер Андрей Чохов
Успенская звонница Московского Кремля

Колокол «Глухой». 1621 год. Мастер Андрей Чохов
Колокольня Иван Великий Московского Кремля. Второй ярус

Колокол «Сысой». 1689 год. Мастер Флор Терентьев
Большая звонница Успенского собора в Ростове Великом

Колокол «Баран». 1654 год. Мастер Емельян Данилов
Большая звонница Успенского собора в Ростове Великом

На этой же звоннице Успенского собора в Ростове Великом есть колокола и с другими примечательными названиями: «Голодарь» (в него благовестили в дни великого поста) и «Полиелей» (так называется одна из частей утренней службы). Иногда богослужебное название колокола было связано с его весом. Например, в Московском Кремле колокола весом 100-150 пудов благовестили лишь по будничным дням и назывались вседневными. Колокола весом до 600-700 пудов назывались полиелейными и благовестили в праздники апостолов и святителей, до 800-1000 пудов именовались воскресными и звучали по воскресениям, от 1000 пудов и выше — праздничными, и звонили в них по большим двунадесятым праздникам и в царские дни. Вес колокола мог меняться после ремонта или переливки, соответственно менялась и его функция в богослужении, а как след, и его название. Часто в храмовых описях колокол имел одно «официальное» название, а звонари называли его по-своему. Подобная практика впоследствии создавала дополнительные трудности для исследователей.

Звонница Успенского собора в Ростове Великом.

Колокол «Полиелейный». 1683 год. Мастер Филипп Андреев
Большая звонница Успенского собора в Ростове Великом

Довольно редки были названия колоколов в честь какого-либо события (например, колокол «Кизикерман« в кафедральном храме Полтавы). Чаще их называли по имени человека, на средства которого он отливался, храма или местности, где он звонил. Название колокола могло зависеть и от особенностей его формы. Например, среди колоколов второго яруса Московского Кремля есть колокола Ляпуновский, Марьинский и Даниловский. А тяжелые колокола первого яруса носят названия: Новгородский, Слободской и Широкий. Среди уничтоженных колоколов Троице-Сергиевой Лавры были колокола как с торжественным именем «Годуновский«, так и с забавным прозвищем «Корноухий», т.е. с отсеченным ухом. Очень характерно в этом плане прозвище часового колокола Лавры — «Переспор». В независимости от своего названия каждый из них имеет свою историю величественную, трагичную или забавную.

Колокол «Корноухий». 1683 год. Фото М.М. Пришвина
Сброшен с колокольни Троице-Сергиевой Лавры в январе 1930 года

Колокол «Переспор». 1780 год. Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
Отлит мастером Михаилом Крючковым на заводе Ассона (Ясона) Струговщикова
В настоящее время используется как часовой колокол

Источник