Церковь Богоявления

Богоявленская церковь была построена в 1781 г. по ходатайству жителей Свистушенской слободы на высоком берегу при впадении р. Жабни в Волгу.

Бывшие прихожане Христорождественской церкви, свистушенские жители направили преосвященному Арсению, епископу Тверскому и Кашинскому, прошение

«со изъяснением, что означенная церковь состоит при Колязине монастыре, а они просители жительствуют на другой стороне реки Волги, чрез которую за разлитием как в осенние так и вешние времена воды к тому ж и за случающимися бурями происходит им во всяких приключающихся до оной церкви необходимых требах великая остановка; и так по долгу христианскому положили они обещание построить в той их Свистушенской слободе в назначенном по плану сорок третьем квартале каменную церковь во имя Богоявления Господня с приделом святого пророка Илии…»

Епископ обратился с доношением в Святейший Синод и 18 июля 1779 г. по Указу Ее Императорского Величества разрешение на строительство церкви было получено.

В приходе новой церкви состояло тогда 80 крестьянских дворов. Позднее в церкви устроили третий придел, посвященный Усекновению главы святого Иоанна Предтечи.

Наибольшим почитанием пользовался придел святого пророка Илии так, что и вся церковь обыкновенно называлась Ильинской. К концу XIX в. церковь украсилась новым четырёхъярусным иконостасом замечательной работы.

Церковная звонница состояла из шести колоколов, главный из которых весом 152 пуда отлит в 1843 г. в Ярославле на заводе купца 1-й гильдии Порфирия Оловянишникова мастером Семеном Горошковым.

К 1915 г. Богоявленская церковь обслуживала, кроме 3-й части самого Калязина, еще шесть окрестных деревень и число ее прихожан достигало 1650 человек. К церкви были приписаны одно городское и одно земское училища.

Свыше 30 лет прослужил в Богоявленской церкви священник Алексей Михайлович Каниловский, пожалованный за отлично-усердную службу скуфьей, камилавкой и наперстным крестом. Член благочиннического совета отец Алексей неоднократно направлялся депутатом на съезд духовенства Кашинского училищного округа и дважды председательствовал на этих съездах.

С 1872 г. он трижды избирался гласным городской думы от духовенства.

После смерти Каниловского, последовавшей в январе 1886 г., место священника занял его зять, Алексей Петрович Ушаков, служивший до того священником с. Бобова Кашинского уезда. За время своей более чем 20-летней священнической деятельности Ушаков был награждён скуфьей, камилавкой, имел благодарность от Попечительства о бедных духовного звания.

Кроме службы при церкви, он состоял законоучителем Ильинского приходского мужского и Ильинского начального женского училищ, заведовал санитарным участком, был членом комитета по сбору пожертвований на нужды пострадавших от неурожая, смотрителем калязинской свечной лавки, кандидатом в гласные городской думы.

После него в течение трех лет сменилось три священника и лишь в 1912 г. настоятелем был назначен Владимир Александрович Петропавловский, бывший до того священником с. Сандунова Корчевского уезда, а с 1894 г. — священником с. Красного и законоучителем Красносельской церковно-приходской школы Плещеевской волости.

После окончания Тверской духовной семинарии отец Владимир священнослужительствовал более 20 лет, заведовал санитарным участком, состоял в должности сотрудника при духовном следователе 2-го участка Калязинского уезда, был награжден скуфьей.

В Калязине он состоял членом отделения епархиального училищного совета и попечителем богадельни А.И. Заботиной в 3-й части города.

Более 30 лет служил при Богоявленской церкви дьякон Николай Иванович Завьялов. После окончания в 1885 г. Кашинского духовного училища, он был определен псаломщиком Богоявленской церкви, а в 1896 г. рукоположен в дьяконы. В семье Завьялова было 9 детей. В сентябре 1918 г. дьякон был арестован и расстрелян за участие в майском контрреволюционном выступлении.

Постоянными благотворителями и попечителями церкви были купеческие семейства Коровкиных и Охлобыстиных. Староста Богоявленского храма городской голова Иван Алексеевич Коровкин за пожертвования на церковные нужды был награжден в 1900 г. золотой шейной медалью «за усердие» на Аннинской ленте. Отец его и близкие сородичи были похоронены на Введенском кладбище.

Купец Иван Егорович Охлобыстин также отличался заботами об украшении церкви, за что в 1868 г. был пожалован серебряной шейной медалью «за усердие» на Станиславской ленте. Его сын Дмитрий за пожертвования в пользу церкви в 1900 г. был удостоен золотой медали для ношения на шее на Аннинской ленте. Другой его сын, Николай Иванович, кроме попечения о нуждах церкви, завещал крупную сумму денег на строительство дома для Ильинских училищ. В ознаменование заслуг перед церковью во Введенском храме ему была установлена памятная плита с надписью — «строителю храма Введения».

Сегодня в здании храма располагается Историко-краеведческий музей, созданный в 1920-е годы И.Ф. Никольским (начало его коллекции положили спасенные реликвии из закрытого тогда Троицкого монастыря).