Диакон Владимир Василик считает, что нужно не восстанавливать памятники палачу, а завершить декоммунизацию нашего города…

То, что произошло, плохо укладывается в рациональные рамки. Представим себе, что в современной Германии существует памятник Адольфу Гитлеру, и какая-то радикальная антифашистская партия тайно его подорвала. Поднимается шум, неонацисты требуют примерно наказать виновных, полиция ищет подрывников, а в условиях кризиса на ремонт памятника выделяют шесть миллионов евро (хотя он и стоит едва ли 500000 евро).

Вы скажете: немыслимо, что Вы фантазируете, отец диакон? Нормальному немцу это и во сне не приснится. Соглашусь с этим. Тогда почему то, что немыслимо в Германии, вполне возможно у нас? Частично из-за государственной трусости и дешевого популизма, пресмыкательства перед левыми, частично из-за равнодушия у нас до сих пор стоят памятники одному из самых страшных преступников всех времен и народов. Во времена непродолжительного правления В.И.Ленина страна потеряла около 20 миллионов человек, только два-три из них смогли бежать, остальные пали жертвой голода, эпидемий и страшной гражданской войны, где было дозволено все: потопление барж с военнопленными и заложниками (Крым, Кронштадт), массовые расстрелы, массовые повешения (как в Севастополе в 1920 г.), зверские пытки (Харьков, 1919 г.), сожжение целых деревень и использование газов против мирного населения (Тамбов, 1921 г.). И одним из главных виновников этого является Ленин. Именно он восславил и юридически оправдал террор вначале против так называемых классовых врагов, потом против вчерашних друзей, а затем и против всего русского народа. За примерами ходить недалеко, вот лишь один из примеров – письмо Ленина по поводу нового Уголовного кодекса: «»Товарищ Курский! По-моему надо расширить применение расстрела… (с заменой высылкой за границу) ко всем видам деятельности меньшевиков, эсеров и т. п.; найти формулировку, ставящую эти деяния в связь с международной буржуазией. Основная мысль, надеюсь, ясна: открыто выставить принципиальное и политически правдивое (а не только юридически-узкое) положение, мотивирующее суть и оправдание террора, его необходимость, его пределы. Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас. Формулировать надо как можно шире, ибо только революционное правосознание и революционная совесть поставят условия применения на деле, более или менее широкого. С коммунистическим приветом Ленин».

Приведенного достаточно, чтобы понять – коммунистическая партия и ее основатель повинны в терроре и геноциде, поскольку в настоящий момент доказано: террор в гражданскую войну был направлен против всех категорий русского народа и иных народов, населявших Российскую Империю: жертвами международных палачей становились не только петербургский дворянин или московский священник, но и тамбовский крестьянин, и ярославский рабочий, и кронштадтский матрос. Ленин и его пособники, однако, повинны не только в телесных, но и в духовных убийствах: в невиданном растлении русского народа, в страшном взлете проституции и распространении сифилиса во время гражданской войны, расцвете кокаинизма и морфинизма, глумливых демонстрациях «Долой стыд», гонениях на Церковь, в закрытиях храмов, осквернении святынь, расстрелах священнослужителей, поощрении доносительства детей на родителей (под видом пионерии) и, наконец, легализации абортов в 1920 г., впервые в мире после так называемой Великой Французской Революции. Именно отсюда и тянутся наши нынешние беды – наш вымор, наше растление, наше безлюдье и бездуховность.

И теперь на ремонт памятника преступнику и палачу будут тратиться народные деньги? Интересно, сколько же реально пойдет на ремонт «пятой точки» Ильича? Почти уверен, не более одной пятой, остальное соответствующие лица положат себе в карман. Карательным органам тоже выгода: кого-то отловят, кто-то получит «в петличку орденок», а под предлогом борьбы с экстремизмом можно и дальше раздувать штаты до бесконечности. А никто не думает о том, что никакая реальная борьба с терроризмом невозможна, пока наши улицы и станции метро называются именами террористов и палачей – Каляева, Чайковского (не композитора, а народовольца), Дыбенко, Блюхера, пока стоят памятники юристу Ульянову, узаконившему террор, пока воздух в нашей стране и нашем городе пропитан неотмщенной и даже неосужденной кровью тех жертв – Гражданской войны и Великого террора, начавшегося не в 1937-м, а в 1918 году. Да и зачем об этом думать? Ведь в борьбе с терроризмом важна не цель, а процесс. «Ведь мы играем не из денег, а только вечность проводить». И, к сожалению, среди самых лучших представителей ФСБ до сих пор работает сугубо тактическое мышление: найти, обезвредить, поймать. Но мало кто из них задумывается о среде, о контексте, о предпосылках террористической преступности, тем более о духовных. И, увы, сбывается пророчество-предупреждение недавно почившего Александра Исаевича Солженицына:

«В немецких судебных процессах то там, то сям бывает дивное явление: подсудимый берется за голову, отказывается от защиты и ни о чем не просит больше суд. Он говорит, что череда его преступлений, вызванная и проведенная перед ним вновь, наполняет его отвращением, и он не хочет больше жить. Вот высшее достижение суда: когда порок настолько осужден, что от него отшатывается и преступник. Страна, которая восемьдесят шесть тысяч раз с помоста судьи осудила порок (и бесповоротно осудила его в литературе и среди молодежи) – год за годом, ступенька за ступенькой очищается от него. А что делать нам?.. Когда-нибудь наши потомки назовут несколько наших поколений – поколениями слюнтяев: сперва мы покорно позволяли избивать нас миллионами, потом мы заботливо холили убийц в их благополучной старости. Мы должны осудить публично самую ИДЕЮ расправы одних людей над другими! Молчать о пороке, вгоняя его в туловище, чтоб только не выпер наружу, – мы СЕЕМ его, и он еще тысячекратно взойдет в будущем. Не наказывая, даже не порицая злодеев, мы не просто оберегаем их ничтожную старость – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости. Оттого-то они «равнодушные» и растут, а не из-за «слабости воспитательной работы». Молодые усваивают, что подлость никогда на земле не наказуется, но всегда приносит благополучие. И неуютно же, и страшно будет в такой стране жить!» (Архипелаг Гулаг. Глава 4. Голубые канты).

Не восстанавливать памятник палачу надо нам, а завершить то, что начато было в девяностые, да потом покинуто, – декоммунизировать наш город, как денацифицировали немцы Германию, убрать все имена преступников с наших улиц и площадей и, конечно, убрать им памятники. С юридической стороны – довести до конца брошенный на полпути суд над КПСС, добиться того, чтобы хоть кто-то из еще живых палачей и пытошников сказал: «Да, я был палач и убийца». И тогда мы окончательно закроем эту страшную и кровавую страницу и обретем в себе подлинные духовные силы для победы над международным терроризмом и подлинного преображения нашего общества.
Диакон Владимир Василик, к. ф. н., доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии,

Памятник Ленину — это анахронизм
«До сих пор функционирующий мавзолей Ленина и огромное количество памятников, названий городов и улиц, – это, конечно, анахронизм. Должен быть на государственном уровне поставлен вопрос о декоммунизации и деленинизации нашей страны. И чем раньше он будет поставлен, чем раньше будет работать по этому поводу хорошая, авторитетная государственная комиссия, тем меньше будет поводов для такого рода вандализма, который имеет место быть», – сказал в интервью сайту Regions.ru руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. Герцена протоиерей Артемий Скрипкин, комментируя подрыв памятника Ленину в Санкт-Петербурге.

«Но именно вандализмом стоит назвать произошедшее, – добавил отец Артемий, – стоит только представить себе, к примеру, что было бы, если бы рядом находились люди. Такие методы недопустимы, даже когда сама реальность провоцирует людей к таким действиям».

«Отец Сергий прав в том смысле, что если существующие безобразия, о которых я уже сказал, не убирать, то дойдет до попыток взорвать и мавзолей. А это никому не нужно, тем более христианам. Давайте начнем решать этот вопрос и не будем делать вид, что у нас в этом отношении все в порядке, потому что это не так. Чем больше проходит времени, тем более вопиющими становятся дикие и абсурдные несоответствия вроде Санкт-Петербурга в качестве столицы Ленинградской области», – сказал священник, комментируя позицию известного миссионера, игумена Сергия (Рыбко).

В свою очередь, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко отметил, что Ленин – самая зловещая фигура нашей национальной истории. «Дело в том, что фигура Ленина, вернее, его злодеяния, у нас пока остаются в тени. Хотя документы, свидетельствующие о беспощадной жестокости вождя к нашим соотечественникам, опубликованы. Например, передо мной текст телеграммы из полного собрания сочинений Ленина 9 августа 1918 года, где он требует «провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев. Сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». Понятно, что кулаки – это крестьяне, а попы – мы с отцом Сергием. Неправильно, что сегодня ещё стоят памятники, что улицы носят его имя», – сказал он.

Известный православный публицист диакон Андрей Кураев подчеркнул, что нельзя одной рукой бороться с мировым терроризмом, а другой охранять памятники террористам-большевикам. «По-человечески позиция отца Сергия мне понятна. Но разумом я понимаю, что не надо разворачивать войну памятников, когда один будет за памятники Николаю II, другой – за памятники Ленину. Нужно помнить евангельские слова о том, что каким судом мерите, таким и вам отмерится», – сказал он.

«Другой вопрос, что количество памятников Ленину весьма сомнительной художественной ценности преизбыточно и вообще эти памятники большевизму хорошо бы свезти куда-нибудь в заповедник – это действительно важно. Но гораздо важнее борьбы с памятниками топонимика России, – чтобы наши города, улицы и площади не носили имена палачей и преступников. Нельзя одной рукой бороться с терроризмом, глобальным терроризмом, а другой ставить памятники не менее страшному терроризму, каким был красный террор 100 лет назад», – заключил отец Андрей.

Между тем напомним, что Санкт-Петербургский комитет по охране памятников принял решение отреставрировать поврежденный памятник «вождю мирового пролетариата» около Финляндского вокзала. По предварительным оценкам, на реставрацию идола понадобится около 6-8 миллионов рублей, которые выделят из городского бюджета.