О вкладе Русской Православной Церкви в дело Великой Победы

Ни для кого не секрет, в каком положении находилась Русская Православная Церковь до начала Великой Отечественной войны: как организация она была близка к уничтожению. В 1930-е годы, в ходе жесткой репрессивной политики, Горьковская епархия почти прекратила существование. Православие искоренялось взрывами храмов, грубой атеистической пропагандой и физическим истреблением священников.

Священный долг


Казалось бы, начавшаяся война должна была обострить противоречия между Церковью и государством. Однако именно война заставила советскую власть изменить свое отношение к Церкви. Возникла острая государственная необходимость в патриотической идее, способной объединить страну перед лицом врага. Русская Православная Церковь, ведущая активную патриотическую деятельность, как никто другой выступала выразителем этой идеи.

В первый же день войны Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий написал и собственноручно отпечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал православный русский народ на защиту Отечества:
«Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он рассеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере».


Это послание к духовенству и верующим повсеместно нашло горячий отклик и поддержку и получило конкретное воплощение в многогранной деятельности по оказанию помощи фронту, указало тот путь, которым должна идти Церковь, разделяя со своим народом все трудности и невзгоды с надеждой на победу.

Обращение митрополита Сергия было очень своевременным, так как воззвание председателя Государственного комитета обороны Иосифа Сталина появилось только через 10 дней.

Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы военного лихолетья была жизненно необходимой. В храмах Горьковской области, как и по всей стране, духовенство воздавало молитвы в честь Красной армии и ее воинов, молилось о павших на полях сражений, о даровании победы, поддерживало высокий моральный настрой у тружеников тыла, утешало в скорби верующих.

Под знаменами Невского и Донского


Не только словом, но и делом помогала Церковь народу на его полном испытаний пути к великой победе. Многогранная благотворительная деятельность включала в себя помощь госпиталям и детским домам, отправку посылок с подарками на фронт, организацию сбора пожертвований на оружие и боевую технику.

Уже с зимы 1941 года приходы организовывали сбор теплых вещей для армии, покупали на церковные средства шерсть для вязания варежек и носков, отправляли готовые изделия бойцам Красной армии.

С первых же дней войны начался и сбор денежных средств на нужды обороны. Верующие Троицкой Высоковской церкви города Горького внесли в Фонд обороны более миллиона рублей. Всего же за годы войны прихожане только этой церкви собрали на оборону страны 6 миллионов рублей.

В августе 1942 года церковно-приходской совет верующих общины Смоленского храма села Выездное Арзамасского района перечислил в Фонд обороны 50 тысяч рублей и принял решение «производить дальнейшие периодические платежи по примеру общины верующих в г. Горьком, где уже внесено в Фонд обороны свыше двадцати пяти миллионов рублей наличными, кроме собранных вещей».

Всего же за годы войны пожертвования Русской Православной Церкви на нужды обороны составили более 300 миллионов рублей.

Одним из ярких свидетельств участия Церкви во всенародном подвиге в годы войны явился сбор пожертвований на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. В короткие сроки на обще-церковную танковую колонну из 40 танков Т-34 было собрано свыше 8 миллионов рублей.

На средства православных верующих была создана авиационная эскадрилья имени Александра Невского. Надо отметить, это были не пожертвования каких-то богатых людей — это были жертвы простых прихожан, исполненных желанием прийти на помощь воинам, отдающим жизнь за Отечество.

Летчик эскадрильи имени Александра Невского Билыкин

Благочинный города Горького прото-иерей Александр Архангельский лично внес на постройку боевого самолета эскадрильи 200 тысяч рублей.
Из города Горького в Москву ушел рапорт:

«Москва, Кремль. Председателю Государственного Комитета Обороны Иосифу Виссарионовичу Сталину.
 Выполняя Ваши указания об усилении помощи Красной Армии, верующие горо¬да Горького охвачены искренним желанием, чтобы скорее наступил час окончательного разгрома гитлеровских захватчиков. Воодушевленные патриотическим поступком нашего благочинного протоиерея Александра Александровича Архангельского, мы вносим на постройку эскадрильи имени православного русского полководца Александра Невского 500000 руб. Этот взнос является нашей новой посильной помощью в пополнении к ранее внесенной сумме на оборону страны— 3 млн. рублей. Мы призываем также и другие церковные общины Горьковской области усилить сбор средств на вооружение нашей Красной Армии.
Да будет непреклонной воля русского народа к победе над врагом, пусть немец-кие фашисты знают, что для счастья и независимости нашей великой Родины мы не пожалеем ни своих средств, ни своей жизни.
Желаем Вам сил и здоровья в много-трудном подвиге спасения Родины.
Сергий,
архиепископ Горьковский и Арзамасский Председатель Православной церковной общины Высоково Заместитель председателя общины
Грибков Член общины Лямина».

Ответ Сталина с «искренним приветом и благодарностью» был получен незамедлительно.

Военная оттепель

Священнослужители проходили службу в рядах действующей армии, воевали в партизанских отрядах. Под Сталинградом рядовым бойцом служил Николай Кутепов (будущий митрополит Нижегородский и Арзамасский). В одном из боев он получил два пулевых ранения, был контужен. Стояла морозная зима, Николай Кутепов пролежал несколько часов без сознания. Товарищи по полку доставили Николая в госпиталь, где ему ампутировали треть ступней обеих ног. Будущий владыка был награжден медалью «За боевые заслуги и орденом Отечественной войны 11-й степени.

Никто не указывал, как поступать служителям Церкви в каждом конкретном случае. Гражданская честность, верность делу, преданность своему Отечеству были лучшими подсказчиками.

Церковь стала именно той идеологической опорой, которая помогла стране выстоять против могучего и страшного врага и одержать безоговорочную победу. В результате активной деятельности Церкви и личных патриотических поступков духовенства, с готовностью оказывавших помощь в обороне страны, начался, наконец, диалог между властью и Церковью.

Верующие Горьковской области почувствовали перемену отношения к себе. Уже 5 августа 1941 года был организован церковный совет церкви в поселке Высоково, и 10 августа церковь была открыта. 25 марта 1942 года была возвращена церковь в селе Выездное Арзамасского района. 14 апреля 1943 года исполком предоставил церковь в поселке Карповка «для молитвенных нужд» создавшейся общине. 14 июля 1943 года была разрешена служба в Казанской церкви города Лысково. В августе 1943 года была открыта церковь в слободе Печеры Ждановского района города Горького.

В 1943 году в Горьковской области (не учитывая города Горького) действовало 6 церквей: в Арзамасском, Вачском. Ветлужском, Лысковском. Перевозском районах и в городе Муроме. В 1944 году запла¬нировали открыть еше 5 селъскрх церквей.

К 4 марта 1944 года поступило 111 заявлений об открытии церквей. Вот пример одного из таких заявлений. Верующие села Румянцево Дальнеконстантиновского района Горьковской области обращаются в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР:  »Группа глубоко верующих граждан села Румянцева и прилегающих селений в силу призыва центральной власти обращается с покорнейшей просьбой о скорейшем открытии церкви в селе Румянцеве. Мы больше чем уверены, что в нашей скромной и законной просьбе отказа не будет».


Неисчислимы жертвы и лишения, принесенные на алтарь Отечества нашей Церковью. В дни Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь помогала русскому народу жить по заповедям Божиим. трудиться на благо Русской земли, воспитывала в верующих мужество и самоотверженность, поощряя ревностное участие в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах, призывала людей на временно оккупированной врагом территории к стойкости и сопротивлению, оказывала материальную помощь Красной армии, проявляла заботу о раненых, инвалидах, вдовах, детях- сиротах.

Несомненен тот факт, что государство и власть стали более лояльны к Церкви после Великой Отечественной войны: по всей стране стали открываться храмы, Церкви было возвращено право иметь собственность.

Э. В. СЫЗРАНОВА

заведующая сектором отдела публикации и использования документов Государственного общественно-политического архива Нижегородской области