Храм

Православный храм является храмом Божиим, домом Господним, так как Господь невидимо присутствует в нем Своею благодатью.

В первые века христиане собирались для Богослужения в различных местах, которые назывались церквями, или собраниями верующих.

Первыми христианскими храмами, т.е. местами совершения богослужения, были “икосы” — дома, или фактически залы. Эти дома, как места священные, требовали к себе и особо благоговейного отношения. На это указывают слова св. ап. Павла, который упрекает христиан за то, что они неправильно смотрят на место молитвенного собрания, когда приносят с собой сюда пищу и питие: “Еда бо домов не имате, во еже ясти и пити. Или о церкви Божией не радити” (1.Кор.11,22). Этим противопоставлением св. ап. Павел указывает на высокое достоинство церквей в отличие от домов.

Необходимо, однако, отметить, что во время гонений и народных волнений в Римской империи христианам было очень трудно собираться для богослужения в храмах и частных домах. Поэтому христиане часто устраивали богослужебные собрания в глухих и отдаленных от жилищ местах (например в катакомбах).

картинка
картинка
картинка
картинка

“Катакомбы состоят из сети коридоров, разветвляющихся иногда на большие расстояния и взаимно пресекающихся между собою… В стенах коридоров… встречаются более и менее обширные комнаты. Гробницы мучеников находились под полукруглым сводом. Плита, покрывающая гробницу, могла служить Престолом”. “Алтарем, или Престолом, обыкновенно служила гробница или саркофаг мученика. приставленный к стене: иногда Престол устроялся особо, перед особой нишей, где помещались седалища для епископа и места для пресвитеров. Свет и воздух в катакомбы проникал через люминарии-отверстия, или отдушины, проведенные из внутренности катакомб на поверхность земли”

В период относительного спокойствия между полосами гонений христиане опять устраивали богослужебные собрания или в своих частных дома, или в специальных молитвенных зданиях, которые появляются не позднее 3-го века.

“В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 г. в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомедии, Тире и др. Со времени Константина Великого начали строить величественные церкви. Самой употребительной формой церквей была форма базилики”. Ими назывались в Греции особые общественные здания, устраиваемые около общественных площадей и предназначенные для судостроительства и для произнесения речей.

В 4 веке гонения на христиан прекратились и христианство получило полную свободу. После издания Константином Великим в 313г. Миланского эдикта началось деятельное построение храмов. Запустевшие языческие капища, некоторые дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. Особенно много потрудилась в деле храмостроения мать Константина Великого- cв. равноапостольная Елена. Ею были построены христианские храмы на местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и др.). Ив последующее время, чем шире распространялось и укреплялось христианство, тем более умножалось число храмов Божиих. В этот период можно отметить особо величественный храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, построенный имп. Юстинианом (532-537гг.)

картинка

Когда свет веры Христовой проник и к нам, в наше Отечество, то и у нас стали появляться и с течением времени умножаться св. храмы как места обшей молитвы православных христиан.

Православные храмы имеют различную внешнюю форму:

1. продолговатого четырех угольника (вид корабля).

2. форму креста.

3. форму звезды.

4. форму круга.

Такие формы получили большое распространение по своей внутренней символической связи с христианским вероучением.

1. Продолговатая форма храма в виде корабля выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а церковь-корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани — Царства Небесного кроме того, указанная форма храма обозначает, что Церковь спасает нас от вечной погибели, подобно тому, как Ноев ковчег спас от потопа людей не отступивших от Бога.

картинка
картинка
картинка

2. Крестообразная форма храма указывает, что в основание Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

3. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.

картинка

4. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно. “Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея” (Мф.16,18) — говорит Сам Спаситель.

картинка
картинка

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ