Жил был царь. У него были дети. При дворе его были дети придворных. Этот царь любил своих детей и учил их, как нужно вести себя, чтобы быть достойными своего положения царевичей. Он написал для них правила этикета и поведения: как одеваться, разговаривать, вести себя за столом и проч. Дети придворных завидовали детям царским и хотели быть похожими на них. Однажды они украли эти правила и стали их исполнять. Они выпросили родителей сшить им такую же одежду и стали вести себя точно так, как и дети царя, и даже называли себя царевичами. Они думали: мы во всём стали такими, как царские дети, и даже лучше. Теперь Царь будет рад, что у него такие послушные дети.

Как вам эта история? Безумие, не так ли? Но это пример нашего безумия. Мы (баптисты) взяли Библию, эти указания и предписания Отца своим детям, Христа своей Невесте, и стали строить свою церковь по этим правилам.

Когда я говорил с одним человеком о том, что раз баптизм отделился от Церкви, то он уже не Церковь, он спросил: «Ну, объясни мне по функциям Церкви, где мы неправы?» Вот суть нашего непонимания. Мы думаем, что, подражая Церкви, мы становимся Церковью. Мы читаем эти правила и то, чем Бог определил заниматься Церкви: молиться, собираться вместе, петь, проповедовать, рукополагать пасторов, крестить, причащаться, помогать друг другу и т.д., и пытаемся их исполнять. Но это не может нас сделать Телом Христовым, как не может оно сделать придворных детей царскими. Нужно родиться в Божьей семье, чтобы быть Его детьми.

Рождение же происходит в крещении в Церкви. Даже если у нас получится выполнить все лучше, чем у православных (хотя «лучше» возможно только изобразить, сыграть, но не быть), то и тогда мы не станем Церковью. Это самовольное посвящение себя Богу называется в Церкви самосвятством. В Числ. 16 люди хотели сами посвятить себя Богу и быть священниками, но Бог такого не принимает. Нужно не свои условия ставить, а принимать Божии; не свои церкви строить, а присоединяться к той, которую Христос создал и освятил для Себя. Недостаточно того, чтобы мы полюбили и избрали Христа, нужно чтобы и Он нас избрал и познал: «Многие уверовали во имя Его, но Сам Иисус не вверял себя им» (Ин. 21:23-24). А вверил Он Себя двенадцати, а потом всей Церкви; познал Он не всех веровавших, а Церковь — Невесту свою (2 Тим. 2:19). Недостаточно девушке избрать парня — парень также должен избрать эту девушку, чтобы брак состоялся. Так и со Христом: мало нам избрать Христа, нужно чтобы Он нас избрал, а избрал Он одну Церковь. Христос говорил: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил…» (Ин. 15:16). Мы отвергли Eго Церковь, Его крещение, Его пасторов, Его церковное устройство, сделали все сами и хотим заставить Христа пребывать в нашей «церкви», но этого не будет. Нельзя Церковь родить и начать строить заново. Ее однажды основал Христос, и Она существует уже 2000 лет и не может быть разрушена, чтобы появилась нужда строить новую. Мы отвергли всё Христово, но при этом уверены, что Христос обязан находиться в нашем новообразовании.

Разве мы не имеем Духа Святого, ведь сказано, что «…Отец небесный даст Духа просящему у Него» (Лук. 11:13), а мы ведь просили, неужели Он не дал? Вспомним пример о самарянах. Они уверовали, покаялись, крестились, но Духа не получили, п.ч. Он может быть дан Богом только в Церкви и Церковью. Апостолы верили во Христа, именем Его чудеса творили, исцеляли, проповедовали, но Духа не имели и получили его только в Пятидесятницу. Так же и Ап. Павел покаялся и уверовал, но получил Духа не сразу, а при рукоположении. Важно рассмотреть вот еще какое место. Христос говорил ученикам: «Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит его и не знает его; а вы знаете его, ибо он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17).

Вообще, Духа Святого в себе хоть сколько-нибудь имеет каждый человек, ибо «мы Им живем и движемся, и существуем» (Деян. 17:28). Если б человек совсем не имел Духа, он бы рассыпался, ибо только Духом Святым он живет, так как Бог вдохнул с него Свой Дух при сотворении, но это еще не Дух Церкви. Дух Святой работает с каждым человеком, ведя его к покаянию, к Богу. По отношению к каждому человеку действует так называемая общая и призывающая благодать Божия, иначе никакого обращения к Истине вообще быть не могло. Призывающая благодать зовёт каждого человека в церковь. В секты, в расколы зовёт человеков другой дух, не Божий.

В сердце каждого человека идет война: дьявол говорит одно, Дух Святой — другое. Если человек слушает больше Духа Божия, который говорит через совесть его, — он может быть Им водим до какой-то степени, делать многое по его внушению и мы можем сердечно каяться и сокрушаться под его воздействием, как и ап. Петр после отречения от Христа, но это он делал, не имея еще Духа Святого в себе. Обратите на это особое внимание! Так же и праведники в В.3., и многие из народа Израильского были водимы Духом Святым. Пророки говорили этим Духом, но этот Дух был с ними, на них, а не внутри их, так как часто говорится: «Почил Дух Божий на…» (Самуиле, Давиде и др.).

Церкви же Бог дал Духа особо, вовнутрь: Духа Пятидесятницы, Духа Церкви, Духа Усыновления (Рим. 8:15). Этот Дух вовнутрь передать может только Церковь. Мы скажем, что имеем свидетельство Духа в себе. Но откуда мы знаем, что это свидетельство Духа, а не духа? Ведь если «свидетель Иеговы» или мормон нам скажет, что имеет свидетельство Духа, что мы ему скажем? «Ты не можешь иметь Духа, п.ч. ты неправильно веришь и ты не в Церкви; твое свидетельство не есть от Духа, а от духа-обольстителя». Неужели мы такие знатоки духовного мира, что с легкостью можем отличить, как свидетельствует Дух Святой, а как дух заблуждения? Ведь часто человек не может отличить голос обольстителя от Божьего. Мы ведь прекрасно знаем, что сатана может являться в виде ангела света. Откуда мы знаем, что это не он нам нашептывает, не он нам свидетельствует, что мы спасены, находимся в Церкви и переживать не о чем?

Все сектанты и религии всех видов уверены, что с ними истинный Бог. Всем их бог (неизвестно какой) свидетельствует, что они в истине, но это неправда. Ведь все обетования Библии о Духе Святом нужно понимать в контексте Церкви. Все, веровавшие во Христа и просившие Духа Святого, получали Его через Церковь и присоединяясь к Церкви, а не вне Ее. Они не отделялись от Нее и, тем более, не противостояли Ей. Мы, как те самаряне, уверовали во Христа, (Разница между нами лишь в том, что самаряне поверили истинной проповеди истинных благовестников, а мы приняли искаженную проповедь от самозванцев) возможно, полюбили Его (да и Его ли?…), но Духа Церкви не получили, т.к. по собственной воле вышли из Нее.

Как бы жили те самаряне дальше, которым не был передан Дух Святой, подумайте? Так же, как и мы: исполняли заповеди, молились, делали добрые дела, проповедовали, но если бы Апостолы не передали им Духа, то так бы и остались вне Церкви. Ведь если бы мы сейчас знали тех самарян или ефесян, не получивших Духа, то по их жизни мы бы вовсе не догадались, не отличили, что они не имеют Духа. Мы бы считали их за своих братьев, не догадываясь, что они — вне Церкви. Мы находимся на их месте, т.к. мы также уверовали, но Духа Святого нам никто не передал.

А как же измененные жизни? Сколько ведь свидетельств у нас о том, как жизнь людей с приходом к нам была совершенно изменена! Если хоть немного подумать, то можно понять, что это не может быть абсолютным показателем принадлежности человека к Церкви. Свидетельств об измененной жизни есть много у «свидетелей», и у ивановцев, и у толстовцев, и у буддистов. Человек жил: пил, курил, ругался, бездельничал, бил жену. Попал к ивановцам — преобразился: не пьет, не курит, не ругается, со всеми здоровается, улыбается, даже не плюется; с женой все хорошо; стал заниматься спортом и работать. Галстук надел. Это типичный пример свидетельства ивановца, но разве Бог это сделал и разве это вводит его в Церковь? Многие люди менялись и становились сознательными и совестливыми, вступая даже в атеистическую коммунистическую партию. Многие из них жили очень совестливо и честно. Там моральный кодекс во многом позаимствован из Евангелия, но, тем не менее, они оставались, конечно же, вне Церкви. Мы ведь проповедуем хорошее учение: всех любить, прощать, помогать друг другу и т.п. Люди понимают, что это намного лучше их мирской жизни и принимают это, стараются изменяться, но это еще не вводит их в Церковь Божию и не спасает. Мы ведь сами так любим проповедовать, что спасение от дел не зависит.

А как же плоды? Написано ведь, что «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Но опять же, разве у неверующих нет хороших плодов? Разве нет семей, живущих в мире, людей спокойных, терпеливых, нераздражительных, миролюбивых? Считаем ли мы это плодами Духа? Я знаю немало людей неверующих, которые лучше некоторых верующих, к которым скорее захочешь обратиться, чем к верующим. Можно иногда видеть мусульман, бесплатно угощающих детей фруктами на базаре. Это ведь очень добрые плоды. Но разве они от этого становятся Церковью? Расселисты, муниты, иудеи и прочие сектанты и вообще неверующие способны делать немало добрых дел, но они также не Церковь.

Мне приходилось бывать на собраниях свидетелей. Пришедшему туда сразу бросается в глаза их подчеркнутая вежливость, доброта, дружелюбие, культурность, опрятность. Все они улыбаются, друг другу служат. Почему же мы сами не узнаем их по этим плодам и не считаем их своими братьями? Разве нам самим не очевидно, что кроме этих внешних плодов должно быть еще нечто…
Да и сами плоды появляются не сразу и не вдруг, если это поды Духа, а не вежливости и учтивости.

Главный же плод, по которому нас нужно узнавать, — это разделение, проповедь лжи и противопоставление себя Церкви. Когда мы называем себя Церковью и людей зовем к себе, они остаются у нас и прекращают поиски Истины, но дать мы им ничего не можем, не можем ввести их в Тело Христа, и лучше было бы, чтобы мы совсем ничего не проповедовали. Тогда бы человек продолжал искать и нашел бы, возможно, истинную Церковь. Поэтому, главный наш плод тот, что мы отводим людей от истинной веры и проповедуем ложь.

А как же искренность? Больше всего мне больно именно оттого, что многие ведь действительно искренне верят, любят Бога и преданы ему. Но и Ап. Павел тоже любил Бога и был предан Ему, и так любил, что уничтожал Церковь и делал это очень искренне — обратите на это внимание!

Ответ на вопрос: «Будем ли мы спасены?», — зависит от ответа на вопрос: «Был ли бы Павел спасен, если бы Бог не открылся ему?». Он все исполнял по Писанию, были плоды, любил Бога, служил ему очень жертвенно. Он писал: «…служу (Богу) от прародителей моих с чистою совестью…» (2 Тим. 1:3). Т.е., всегда от прародителей, даже когда гнал Церковь, он служил Богу искренне и с чистой совестью. Видимо, можно очень искренне идти против Бога. Я все это время также служил Богу с чистой совестью, искренне думал, что угождаю Ему, но оказалось, что, как ап. Павел, делаю не то и, по сути, враждую со Христом и Его Церковью так же, как и он. Очевидно, что и искренность не есть показатель истинности. Ведь и мормоны, и мусульмане верят искренно, но это их Церковью не делает.

А как же жертвенность? Разве Бог это не учтет? Многие ведь очень жертвенно, казалось бы, служат Богу. Ап. Павел был тоже очень жертвенным, гоня Церковь. А сколько жертвенности у тех же мормонов? Учат язык, приезжают в нашу страну из прекрасной Америки. А сколько таких из «свидетелей Иеговы», которые отдали жизнь за свою веру во время гонений? Сейчас они это напоказ выставляют. Те же коммунисты и социалисты умирали за свои идеи и веру. Сейчас многие мусульмане за свою веру и бога готовы отдать жизнь, пожертвовать самым дорогим. Те же террористы-самоубийцы отдают свою жизнь ради бога очень искренне и жертвенно. Видно, что и жертвенность не может быть показателем истинности и церковности.

А как же проповедь Евангелия? Христос говорил: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Ведь протестанты исполняют это пророчество гораздо больше, чем православные. Это правда, что протестанты много трудятся для распространения Нового Завета, и сейчас действительно все народы имеют возможность читать Евангелие, но это еще не значит, что протестанты сами проповедуют истинное учение и являются Церковью. Христос сказал, что Евангелие будет проповедано «во свидетельство», но это еще не значит, что во спасение. Далеко не все кто слышат свидетельства о Христе и Его истинной Церкви, спасаются. Бог часто использовал негодных людей для исполнения Своей воли, например, египетского фараона, Навуходоносора, и даже Гитлера, через которого Бог карал евреев за их богоотступничество. Нечестивый пророк Валаам пророчествовал угодное Богу (Числ. 23 гл.). Первосвященник, ненавидящий Христа, проповедовал истину о Нем (Ин. 18:14). Даже бесы проповедовали истину о Христе и Апостолах (Мф. 1:24; Лк. 4:35; Деян. 16:17). Поэтому то, что протестанты распространяют истинное Евангелие, еще не значит, что они угодны Богу и что они — Церковь. Свидетели также весьма усердствуют в распространении и Библий и Новых Заветов, но это же не значит, что их учение и толкование Библии истинно и что они — Церковь.

Спасется ли кто-то вне Церкви? Сразу нужно сказать, что спасение — это дело Божье, а не наше: «…кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею» (Исх. 33:19; Рим. 9:15). Можно на некоторых основаниях полагать, что спасение будет и вне Церкви, что будут спасены некоторые из тех, кто жили до Христа или после Него в тех странах, где Церкви не было. В Откр. 20:12-15 описан суд над людьми по книге жизни сообразно с их делами. Раз это книга жизни, то вписанные в нее будут иметь жизнь и спасение, но этот суд совершает Христос уже со Своей Церковью. Важно то, что нас это не касается. Библия говорит нам о превосходнейшем пути спасения в Церкви, а о других путях не говорит почти ничего и, думается, что намеренно. Я не знаю, спасся ли бы ап. Павел, если бы ему Бог не открылся, но я точно знаю, что если бы он остался Иудеем после откровения, то был бы в худшем положении в аду.

Я не знаю, что было бы со мной, если бы Бог не открыл мне путь спасения превосходнейший, путь Церкви; что было бы со мной, если бы я и умер баптистом; но я точно знаю, что если сейчас я не приму и отвергну Церковь — погибну и скрежетать зубами буду громче всех в преисподней. Вопрос спасения других нужно оставить Богу. Если Бог открывает путь спасения, то спасаться как-то по-другому, по-своему, самоспасаться — грех непростительный. Потому что, если мы спасаемся сами, вне церкви, то не нужны нам ни церковь, ни Сам Христос.