Начала христианского учения, которые необходимо знать каждому православному христианину.

О Боге.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, — Троица единосущная и нераздельная.
Бог есть дух, имеющий все совершенства. Он премилостив ко всем, но и правосуден: за добро милует, награждает, за зло — наказывает.
Бог вездесущ и всевидящ, т.е. Он есть везде, все видит, все знает.
Бог всемогущ — Он все создал «единым словом Своим», все поддерживает, все сохраняет, обо всем и обо всех промышляет.
Бог премудр — все устроил премудро, все направляет к лучшему, к пользе человека.
Бог вечен, т.е. не имеет ни начала, ни конца, но всегда был, есть и будет.

 

Сотворение мира и человека.

Бог сотворил небо и землю, всех живых тварей и человека в шесть дней, а в седьмой почил от дел Своих и освятил этот день для того, чтобы человек посвящал его на служение Богу, на дела любви и милосердия.
Бог сотворил человека из земли и дал ему «душу живу», т.е. душу бессмертную, отличил его от других тварей живых разумом и доброю волею, чтобы человек познавал своего Творца, любил Его и исполнял Его святую волю.

 

Блаженство первых людей.

Первый человек назывался Адамом. Бог сотворил ему помощницу — жену Еву и поселил их в раю, т.е. в прекрасном саду, в котором были особенно замечательны два дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Питаясь плодами первого, т.е. древа жизни, человек жил бы вечно, т.е. не умирал бы. Относительно второго дерева, т.е. познания добра и зла, Бог дал Адаму заповедь, чтоб он не вкушал плодов от этого дерева; ибо «в тот день, в который ты вкусишь от него, — сказал Бог Адаму, — смертию умрешь».

 

Сотворение Ангелов.

Кроме видимого мира, Бог сотворил еще мир невидимый, т.е. бесплотных духов, которые называются Ангелами (Ангел значит «вестник». Ангелы, по степени близости их к Богу, разделяются на девять степеней или чинов: серафимы, херувимы, господства, престолы, силы, власти, начала, архангелы и ангелы.). Называются они также светлыми духами, потому что всегда видят свет лица Божия.
Один из этих светлых духов имел дерзость выйти из послушания воле Божией и через то лишился дарованного ему света и блаженства, сделался злым духом — духом тьмы и низвержен Богом с неба в ад. Этот падший дух называется диаволом, что значит «клеветник».

Грехопадение Адама и Евы.

Диавол позавидовал блаженству первых людей и, чтобы лишить их этого блаженства, склонил Еву вкусить запрещенного плода. Ева вкусила и склонила к тому же и Адама.
Нарушив заповедь Божию, Адам и Ева совершили грех и подверглись наказанию за этот грех. Бог изгнал их из рая и осудил на вечный труд, болезни и смерть.
Ослушавшись воли Божией, Адам и Ева, а вместе с ними и весь род человеческий, подверглись смерти и подпали под власть диавола.

Обетование Искупителя.

Бог, по бесконечному милосердию Своему и любви к падшему человеку, дал ему надежду избавления от последствий греха: от власти диавола и вечной смерти; Он обещал, что от жены родится Спаситель, Который победит диавола. Этим Спасителем был единородный Сын Божий, Который пришел на землю, принял тело человеческое от Духа Святого и пресвятой Девы Марии и Своею кровию искупил человека от греха, от вечной смерти и власти диавола.

 

Как сохранилось истинное Богопознание между людьми до Христа.

Когда род человеческий размножился, рассеялся по всей земле и разделился на множество племен и народов, тогда познание о едином истинном Боге затмилось, люди стали почитать и поклоняться, вместо истинного Бога, бессловесным, неразумным тварям: животным, огню, светилам небесным и т.п., стали делать себе изображения богов, или кумиров, идолов, из золота, серебра, меди, из камней и т.п., поклонялись этим кумирам и приносили им жертвы. Такие люди есть еще и теперь; называют их язычниками и идолопоклонниками.

Вера в единого истинного Бога сохранилась только между родоначальниками народа еврейского. Между этими родоначальниками, или праотцами, отличались особенною любовью к Богу и верою в обетованного Богом Искупителя:  Ной, Авраам, Исаак, Иаков.

 

Евреи в Египте.

В стране, в которой жил Иаков, был голод. Спасаясь от голодной смерти, Иаков с двенадцатью своими сыновьями переселился в Египет. В Египте евреи быстро размножились. Египетские цари, называвшиеся фараонами, опасаясь, чтобы евреи, размножившись, не поработили египтян, задумали уничтожить этот народ. Когда все принятые к тому меры не помогли, и евреи по-прежнему сильно размножались, фараон приказал убивать всех младенцев еврейских мужского пола. Чтобы спасти Свой избранный народ от истребления египтянами, Бог послал ему избавителя в лице Моисея. Моисей просил фараона отпустить евреев из Египта. Так как фараон добровольно не соглашался отпустить евреев, то Бог послал на египтян десять казней, из которых самая страшная была последняя: избиение всех первенцев египетских. В ночь, в которую должна была совершиться эта казнь, каждый хозяин еврейского дома должен был заколоть однолетнего агнца (ягненка) и кровию его помазать двери своего дома, для того, что-бы Ангел Божий, посланный Богом для истребления первенцев египетских, прошел мимо еврейских домов. Заколотого и испеченного целиком ягненка евреи должны были съесть так, чтобы не сокрушать его костей. Ангел-истребитель прошел мимо домов еврейских и истребил всех первенцев египетских. После этого фараон не только согласился, но и просил Моисея поскорее вывести из Египта евреев. В память этого великого события установлен праздник, названный евреями пасха, что значит: «прошел». Спасенные от руки фараона, погнавшегося за евреями с войском, чудесным переходом через Красное море, евреи за свое неоднократное ослушание воле Божией, сорок лет странствовали по пустыне Аравийской, прежде чем вошли в землю обетованную.
До Моисея люди руководились в своей жизни и деятельности законом естественным, т.е. законом, написанным Богом в сердце человека, иначе говоря — совестью.
Когда истинное Богопознание стало затемняться и в народе еврейском, когда злые дела между людьми умножились, разум и совесть в людях все более и более помрачались, тогда, для сохранения истины и правды между людьми, Бог благоволил дать людям закон писанный чрез избранного из народа еврейского угодника Своего Моисея. Закон этот дан во время странствования евреев по пустыне, на пути в землю, обетованную Богом их праотцам, на горе Синае. Десять главных заповедей этого закона написаны Моисеем на двух досках каменных, или скрижалях.

 

Десять заповедей Божиих для краткости называются десятословием.

Заповеди Божии — внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствии греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру — совести.

Десять Заповедей Божиих (Исход (20: 2-17), Второзаконие (5: 6-21).
1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой — суббота — есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего чужого.

Книги, в которых записаны десять заповедей и весь закон, данный Богом чрез Моисея и других подобных ему, живших после него до Христа, избранников Божиих, называются Священным Писанием Ветхого Завета.

Ветхий Завет был приготовлением людей к новому Божественному откровению, которое принес на землю Сын Божий Иисус Христос, воплотившееся Слово.

Обязателен ли для христиан закон, данный Богом в Ветхом Завете, изложенный в десятословии? На этот вопрос отвечает сам Иисус Христос: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. V, 17), — и не только исполнить, но восполнить этот закон новым Своим Божественным учением.

Все, что делал и чему учил Иисус Христос, записано Его учениками в книгах, которые называются Евангелием, т.е. «благовестием». Таких книг четыре: Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Учение Иисуса Христа раскрыто Его учениками — Апостолами в письмах или посланиях, которые вместе с Евангелием составляют одну книгу, называемую Священным Писанием Нового Завета.

Вот почему, когда в церкви читается во время Богослужения Евангелие, православный христианин должен слушать это чтение так внимательно, как будто он слушает Самого Иисуса Христа, о чем напоминает ему и возглас священника: «Вонмем».

Заповеди Блаженств.

Заповеди Блаженств — декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века: плачущие — утешатся, алчущие правды — насытятся, кроткие — унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия — наступления Царства Божьего.

Заповеди Блаженств (Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 2-12):
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (…)
.

Главные, основные добродетели, необходимые христианину для вечной жизни, для спасения.

Эти добродетели указаны святым Апостолом Павлом в его послании к Коринфским христианам: «Ныне пребывают сии три (добродетели): вера, надежда, любовь» (1 Коринф. XIII, 13).
В чем должна состоять наша вера, или иными словами — во что должен веровать православный, кратко изложено в Символе веры, составленном святыми отцами и учителями Церкви на двух вселенских соборах — Никейском (325г.) и Цареградском (381г.).

Символ Веры

Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

1-й. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2-й. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша; (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
4-й. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
5-й. И воскресшаго в третий день, по Писанием; И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
6-й. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца;
7-й. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И опять имеющего придти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.
8-й. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9-й. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10-й. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Исповедую одно крещение во оставление грехов.
11-й. Чаю воскресения мертвых. Ожидаю воскресения мертвых.
12-й. И жизни будущаго века. Аминь. И жизни будущего века. Истинно так.

Верую — верю, я убежден; Единороднаго — единственного; прежде всех век — прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу — имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, — и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося — принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася — сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго — ожившего: по Писанием — согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго — вознесшегося; одесную — по правую сторону Бога Отца; паки — опять, во второй раз; мертвых — умерших, которые тогда воскреснут; Его же Царствию не будет конца — после суда настанет бесконечно царство Его; Животворящаго — дающего жизнь; спокланяема и сславима - Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки — Дух Святой говорил через пророков; Соборную — согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую — открыто признаю словом и делом; чаю — ожидаю; И жизни будущаго века — настанет после всеобщего суда вечная жизнь.

С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором — остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.

Символ веры произносится принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верущими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.

В чем должна состоять наша надежда — изложено в молитве Господней («Отче наш…») и в заповедях «о блаженстве» («Литургия»).

В чем должна состоять любовь — изложено в десяти заповедях Божиих.

На вопрос одного законника, какая наибольшая заповедь в законе, Иисус Христос отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. XXII, 36-40). Итак, заповедь о любви повелевает любить Бога всем сердцем, всею душею, всем разумением, а ближнего своего любить так, как самого себя.

Святой Апостол Павел, говоря о трех главных добродетелях — вере, надежде и любви, прибавляет: «но любовь из них больше». Для чего святой Апостол сделал эту прибавку? Для того, чтобы христианин знал, что новозаветная заповедь о любви, особенно о любви к ближним, гораздо выше, чем та же заповедь — ветхозаветная, как понимали эту заповедь ветхозаветные книжники; к заповеди Божией «возлюби ближнего твоего» они, т.е. ветхозаветные книжники, сделали свою прибавку: «и возненавидь врага твоего». Господь же наш Иисус Христос заповедал: «Вы слышали», — говорит Он ученикам и народу, — «что «сказано (древним): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. V, 43-44). В прощальной беседе с Апостолами Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. XV, 13).

Обязанности, вытекающие из основной, главной заповеди о любви к ближним.

Так как между ближними нашими ближе всех нам наши родители, отец и мать, то первее всего и больше всего мы должны почитать и любить родителей наших, особенно в глубокой их старости, когда они не в состоянии обеспечить себе пропитание. Всякое непочтение к родителям есть тяжкий грех пред Богом.

Грехи, противоположные вере, надежде и любви.

1. Слабая, колеблющаяся вера в Бога, в Его благость и всемогущество, вера в знахарей, колдунов или чародеев, в колдовство; полное неверие, или безбожие. Это тяжкий смертный грех, если человек не раскается в нем. Кто потерял веру в Бога, тот все потерял: нет для него ничего дорогого, ничего святого; он готов на святотатство, грабеж и убийство, не пощадит отца родного и матери.
2. Слабая надежда на Бога, на Его безмерное милосердие, доходящая до отчаяния, когда человек решается даже на самоубийство, подобно Иуде Искариотскому, продавшему своего Божественного Учителя.
3. Человеконенавистничество: всякого оклеветать, всякого оговорить, ни о ком доброго слова не сказать, всех, кроме себя, считать тяжкими грешниками — подобно евангельскому фарисею: «я не таков, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодеи» (Лук. XVIII, 11). Это та гордыня, за которую диавол, прежде бывший добрым Ангелом, низвержен был с неба.

Обязанности православного христианина к Церкви.

О Церкви.

Господь наш Иисус Христос устроил на земле Церковь для того, чтобы она вела всех ко спасению и вечной жизни.
Церковь — это есть общество людей, которые содержат единую православную веру, освящаются святыми таинствами и научаются духовными пастырями.
Глава Церкви, ее руководитель и высший пастырь, есть Сам Спаситель Христос. Об этом учили и писали святые Апостолы, говоря, что Бог поставил Христа, Сына Божия, Главою Церкви, которая есть Его Тело (Ефес. 1, 22-23). Если ты член этого святого общества, то обязан с любовию повиноваться святой Церкви и исполнять ее уставы и повеления. Если ты любишь Христа, то будешь любить и Церковь. Христос сказал: «Если кто не послушает Церкви, то да будет он тебе, как язычник и мытарь», т.е. такой человек будет лишен благодати Божией (Матф. XVIII, 17).
Церковь — дом Божий; в ней невидимо присутствует Царь Небесный, и ты должен с особым усердием посещать ее, чтобы быть ближе к Богу, как об этом говорил Христос: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Матф. XVIII, 20). По слову Спасителя Церковь будет пребывать вечно. «Создам Церковь Мою, и врата ада (т.е. все силы зла) не одолеют ее» (Матф. XVI, 18), — сказал Христос. Он же обещал пребывать всегда с Церковью: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. XXVIII, 20).
Если Спаситель устроил святую Церковь и обещал всегда пребывать в ней, то — значит — без Церкви мы и спастись не можем. Кто удаляется от Церкви, тот удаляется от Христа. Нужно твердо пребывать в ней, чтобы никакие силы, даже и смерть, не отклонили нас от святой Церкви. Святые отцы учили, что «вне Церкви нет спасения». Св. Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь спастись? Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она- твоя надежда, в ней — твое спасение».

О пастырях духовных.

Пострадав за грехи людей, умерев за нас на кресте и воскреснув из мертвых, Спаситель вознесся на небо, но оставил на земле особых лиц, которые должны были продолжать Его дело, т.е. учить людей вере Его и вести их к вечной жизни. Эти лица были святые Апостолы, которым Спаситель сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. XXVIII, 19).
Апостолы были первые духовные пастыри. После себя они поставили других людей продолжать дело Божие. Итак, до сих пор есть и до конца мира будут в Церкви духовные пастыри, которые должны вести дело Божие на земле. Св. Апостол Павел писал христианам, что Христос поставил пастырей и учителей для совершения святого дела (Ефес. IV, 11-12). Каждый добрый христианин должен слушать пастыря, как служителя Христова. Так сказал об этом и Спаситель Своим Апостолам: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лук. X, 16).
Каждый должен уважать и почитать пастырей, как совершителей таинств Божиих и своих наставников. Св. Апостол Павел так писал об этом: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо (потому что) они неустанно пекутся (заботятся) о душах ваших» (Евр. XIII, 17).
Если каждый добрый христианин должен молиться за всех, то тем более он должен молиться за своего духовного отца, чтобы Господь помог ему свято исполнять дело Божие.

Молитвы и песнопения, употребляемые при церковных Богослужениях.

В настоящее время в Православной Церкви ежедневно совершаются три службы: вечерня, утреня и литургия.

Перед великими праздниками и пред воскресными днями вечерня и утреня соединяются в одно Богослужение, называемое с давних времен всенощным бдением, или короче — всенощною, так как древние христиане пред великими праздниками действительно проводили ночи во бдении, т.е. в бодрствовании, — без сна, в молитве и песнопениях.  В некоторых наших могастырях благочестивый обычай совершать всенощное бдение с вечера до рассвета сохранилось и доныне.

ВЕЧЕРНЯ.

Вечерня изображает собою открытие славы и премудрости Триединого Бога, явленных Им в сотворении мира и человека; блаженное состояние прародителей (Адама и Евы) в раю, потерю ими этого блаженства чрез грехопадение и изгнание их из рая. Начинается эта часть всенощной (вечерня) возгласом священика:
Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков,-
и затем троекратным возгласом-приглашением присутствующих поклониться Христу, как Богу.
Приидите, поклонимся…
В ответ на это приглашение предстоящие или (от лица их) хор поют псалом Давида (103-й), прославляющий Бога, Творца мира и Промыслителя.
Во время пения псалма священник с кадилом в руке, предшествуемый диаконом с зажженою свечою, обходит всю церковь и кадит образа и народ, как бы разнося благодать Господа всем предстоящим.
По окончании каждения затворяются царские врата. Этим означает изгнание прародителей из рая, после чего закрылись для них и врата в царство небесное.
В следующих за тем кратких прошениях, в так называемой великой ектении, Церковь начинает молить Господа о ниспосланиии тех милостей и благодати, которых человек лишился чрез своё падение.

УТРЕНЯ.

Утреня на всенощном бдении начинается тотчас после вечерни чтением шестопсалмия.

Шестопсалмием называются шесть псалмов (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых попеременно выражается скорбь души, раскаивающейся в своих грехах (псалмы 37, 87 и 142), и надежда на милость Божию и на спасение (псалмы 3, 62 и 102). Во время чтения трех последних псалмов священник пред закрытыми царскими вратами молча читает утренние молитвы, как ходатай за народ пред Богом.

ЛИТУРГИЯ.

Самое важное Богослужение в христианской Церкви есть то, в котором совершается таинство святого причащения. Богослужение это называется литургией, что с греческого значит: «общественное служение», так как при нем обязаны присутствовать все верующие. Называется оно еще Евхаристией, так как оно совершается в благодарное воспоминание спасительного подвига Иисуса Христа; называется также обеднею, так как полагается совершать его в предобеденное время.

Установление таинства святого причащения.

Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос в великий четверг, на тайной вечери, за день до Своей смерти.
Преломив хлеб, Он дал его Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое. Сие творите в Мое воспоминание». Потом Христос взял чашу с красным вином и, воздавши хвалу Богу, подал ученикам, говоря: «Пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов. Сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание». (Матф. XXVI, 26-28. Марк. XIV, 22-24. Лук. XXII, 17, 19-20. 1 Коринф. XI, 23-25).
Приобщив Апостолов Тела и Крови, Господь заповедал им, чтобы и они, по Его примеру, совершали это священнодействие в Его воспоминание до конца веков, с тою надеждою, что они, причащаясь святейших Его Тела и Крови, удостоятся быть причастниками Его царствия небесного, по непреложному Его обетованию: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан.У1, 56).

Апостолы, свято исполняя заповедь своего Учителя и Господа, в своих собраниях проводили время в молитвах, в пении священных песней и в преломлении хлеба — в воспоминание Иисуса Христа, т.е. совершали литургию.

Еще во времена Апостолов установился и сохранился между христианами чин (порядок) молитв и обрядов литургии. В IV-м веке (после Рождества Христова) служба литургии была записана святым Василием Великим, архиепископом Кесарии Каппадокийской, в том виде, как она совершалась в его время. Литургию эту еще более сократил святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Так образовались два чина литургии: св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, сходные между собою.

Литургия святого Иоанна Златоуста.

Литургия эта состоит из трех частей: в первой приготовляется вещество для таинства; во второй -верующие приготовляются к участию в совершении таинства; в третьей — совершается само таинство.

Проскомидия.

Первая часть литургии называется проскомидией, что значит: «приношение». Называется она так потому, что вещество для таинства причащения выбиралось из добровольных приношений христиан.
Веществом для таинства причащения служат: хлеб и вино. Хлеб должен быть пшеничный, квасный. Хлеб этот называется просфорой, что значит: «приношение». Для литургии употребляется пять просфор. Вино должно быть виноградное красное.
Из первой просфоры священник вырезает особую четырехугольную часть, называемую Агнцем, «в воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», произнося при этом слова пророка Исаии о Спасителе, как Агнце, берущем на себя грехи мира (Исайя LIII, 7-8). Положивши Агнца на дискос (Дискос — небольшое блюдо с изображением Рождества Христова), священник вливает в чашу вино, прибавляя немного воды, воспоминая слова Евангелия: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Иоан.Х1Х,34).
Из второй просфоры вынимается частица в честь Богородицы; из третьей — девять частиц в честь святых; из четвертой вынимаются частицы за здравие живых членов Церкви, из пятой — за умерших.

Во время совершения в алтаре проскомидии, на клиросе читаются часы третий и шестой, состоящие из некоторых псалмов, пророчествующих о Спасителе, и из молитв Спасителю, Божией Матери и святому дню.

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных, потому что в древности во время ее совершения позволялось быть в притворе храма оглашенным’ и кающимся, иноверцам и даже язычникам.

Третья часть литургии назыыаеться литургией верных, потому что при ее совершении могут присутствовать только верные, т.е. крещенные и не отлученные от Церкви.

[ratings]