Диакон Владимир Василик в 66-ю годовищину Победы в Великой Отечественной войне …
9 мая уже 66-й раз мы будем праздновать день Великой Победы. Казалось бы, в этот день надо просто молчать, молится об усопших и молить Бога за эту великую и неизреченную милость — за Победу и спасение русского народа от физической и духовной гибели, которую нес ему немецкий фашизм.
Вспоминаются слова, сказанные Святейшим Патриархом Кириллом в этот победный день: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение», когда действительно победа и мир снизошли на нашу многострадальную и истерзанную землю. Неслучайно Патриарх Кирилл благословил совершать благодарственный молебен за Победу в Великой Отечественной войне — подобно тому, как в царской России всякий раз на Рождество совершался благодарственный молебен за избавление от нашествия двунадесяти языков.Это день благодарения, день молитвенного поминовения усопших всех 27 миллионов, погибших за спасение нашей Отчизны. И не только нашей Отчизны, но всего человечества — от одного из самых страшных и античеловеческих режимов на свете.
Какие-то незримые узы связывают Великую Отечественную войну с Первой и Второй Отечественной войной.
Пушкин писал:
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда ее вела!..
Но стали ж мы пятою твердой
И грудью приняли напор
Племен, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор.
Как в 1812, так и в Великую Отечественную войну мы воевали со всей Европой, которая, по словам святителя Николая (Велимировича), умна брать, но не умна давать, умна убивать, но не умна ожилять. Мы воевали с тем Западом, все пути которого немилость и ложь, в то время, как все пути Господни – милость и истина. Незримые узы связывают Великую Отечественную войну и со Второй Отечественной войной 1914-1918 гг. По справедливому замечанию историка Петра Мультатули, Великая Отечественная началась там, где окончилась Вторая Отечественная: «кругом измена, трусость и обман». В начале ВОВ – растерянность, паника, временами предательство (что кое-кем воспевается как героизм), и все это завершилось великим всенародным подвигом, великим страданием и мужеством и Победой, которой не знала мировая история.
В Великую Отечественную войну русский народ искупал свои грехи времен Второй Отечественной войны: грех нетерпения, грех зависти, грех социальной злобы. Во Вторую Отечественную войну русское государство находилось в куда более благоприятных условиях, чем во времена ВОВ. С самого начала был открыт второй фронт, поступала гораздо более щедрая и регулярная помощь союзников, были гораздо меньшие территориальные потери, не ослабленная экономика, не ослабленное сельское хозяйство. Тем не менее, Петроград взбунтовался только из-за отсутствия дешевого черного хлеба. В Великую Отечественную тыл голодал страшно, но, в отличии от февраля 1917-го, не бунтовал, а трудился на Победу. И делал он этот не «страха ради иудейска», а из трезвого понимания, что речь идет о жизни и смерти государства и народа. В Великую Отечественную войну искупались грехи и революции, и гражданской войны, и предвоенного периода. Промысел Божий соделал то, что эта война положила ясный предел войне гражданской и внутреннему противостоянию, которое не угасло и в предвоенный период. И только победный 1945-й год закрыл эту черту.
Предвоенный период был противоречив, трагичен и страшен. С одной стороны, он кончал с идеей «мировой революции», но, с другой, закреплял ее достижения – в т.ч. пропаганду безбожия и гонений на Церковь. С наступлением ВОВ с государственным агрессивным безбожием было в значительной степени покончено. Государство было вынуждено признать Русскую Православную Церковь, и не только из политических соображений. Процесс этот был трудным и мучительным. Хотя, конечно, государство толком и не покаялось перед Церковью и народом за те страшные грехи, которые были совершены по отношению к ним.
Если посмотреть на число отданных в тылу церквей, то можно увидеть, как тяжело они передавались. Великий русский святитель и хирург Лука (Войно-Ясенецкий) при всех своих заслугах не мог добиться открытия кафедрального собора в Тамбове, и был вынужден служить в битком набитой церкви, не мог получить своих же церковных риз из областного театра. Конечно, это все было горько и унизительно. Вспоминается фотография митрополита Николая перед отправкой танковой колонны «Дмитрий Донской» на фронт: светлое лицо святителя, который вынужден был находиться в штатском, и страшные, почти что черные лица партийных чиновиков и людей из НКВД.
Тем не менее, главное произошло: свет Христовой Церкви вновь засиял в душах русских людей. И слова «братья и сестры», сказанные 3 июля 1941 годы, и призыв идти под знаменами Александра Невского и Димитрия Донского были не пропагандистским клише, не пустой политической формальностью – они были подлинными. Возрождение Русской Православной Церкви, которое произошло во время ВОВ, – явный знак милости и благоволения Божия к русскому народу. Совершалось оно в условиях временами парадоксальных, когда и по эту и по ту линию фронта злейшие гонители и враги Церкви вынуждены были ее восстанавливать. Это и показывает неисповедимость путей Божиих. Господь даровал Победу нам, а не им, и это показывает, что при всех грехах советского режима правда была на стороне Советского Союза, а точнее исторической России в его обличье. Как справедливо отметил Святейший Патриарх Кирилл, советский режим был репрессивным и атеистическим, в то время как нацистский был человеконенавистническим, оккультным и богоборческим.
Нельзя не отдать должное провидческой мудрости и духовному мужеству Святейшего Патриарха Сергия, когда он 22 июня 1942 года без всяких консультаций с властью издал свое знаменитое послание, в котором говорилось: «…Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину … Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере … Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».
Патриарх от имени Церкви протянул руку народу и власти. Он понял, что промысел Божий велит Церкви поддержать существующую власть при всех ее пороках и недостатках. Он поступил точно так же, как поступали святители и мученики доникейских времен, которые в языческой, преследовавшей христиан Римской империи все-таки видели Удерживающего – заградительную стену против Антихриста. Они ни при каких условиях не предавали империю внешним врагам, и, несмотря на жестокие преследования, молились за своих гонителей, видя их промыслительную роль, пусть и невольную.
Точно так же, таким же римским императором, Диоклетианом и Константином в одном лице, в определенном смысле был и Иосиф Виссарионович Сталин. Существует две равно вредные тенденции в отношении к Сталину. С одной стороны, его иделизация, переряживание в православные одежды, преувеличение его заслуг в восстановлении Церкви. Но не менее вредным является и его огульное очернение и постановка на один уровень с Гитлером. Сталин был Диоклетианом и Константином одновременно – убийцей и спасителем русского народа. Как семинарист и православный человек ради революции и мнимой социальной справедливости он отрекся от живого Бога. Он участвовал в разрушении исторической России во время революции и гражданской войны и был причастен ко многих несправедливым и бессудным расправам. Его именем отмечена и коллективизация, и 1937 год, расстрелы духовенства и взрывы церквей.
Несмотря на столь великие грехи, у Сталина есть и целый ряд несомненных и значительных заслуг перед Россией и русским народом, причем эти заслуги простираются и на предвоенный период. Сталин остановил кровавую мясорубку абортов, начатую Лениным. Тем самым он сберег несравненно больше жизней, чем погибло в результате всех репрессий. С его именем связана индустриализация страны. Она была проведена с большими жертвами и в кратчайшие сроки, но не будь ее, мы бы не выстояли в Великой Отечественной войне, тем паче не полетели бы в космос. И сейчас мы существуем на обломках сталинской индустриализации. Благодаря разумной и прагматичной внешней политике Сталина мы не только вернули большую часть потерянного в революцию и гражданскую войну, но и приумножили. Война была отсрочена как минимум на два года. Наши потенциальные враги стали нашими союзниками. Именно с личностью Сталина связаны как ошибки и провалы в начале войны, так и несомненные достижения и успехи: победа под Москвой, победа под Сталинградом, Курская битва и, наконец, десять сталинских ударов. Как поражения в начале войны, так и грандиозный триумф 45-го года, – все это всецело связано с именем Сталина.
Бог приводит к власти в тех или иных ситуациях наиболее адекватных для Его смыслов людей. Если не находится людей верующих и нравственных, он использует негодяев. Но Сталин, безусловно, по своим личным и нравственным качествам стоял на несколько голов выше растленной революционной ленинской «элиты». И для России было великим счастьем, что 1941 год она встретила не с Лениным или Троцким. Прошу воспринимать эти слова не в абсолютном смысле, а в том, что сталинский режим был меньшим злом по отношению к ленинско-троцкистскому, и в этом контексте для России он был благом.
Великая Отечественная война вновь показала силу и мужество и жертвенность русского народа, его неимоверные возможности. Ольга Берггольц писала:
Рукой, точащей кровь и пламя,
Я написала б обо всем,
О настоящей нашей славе,
О страшном подвиге Твоем.
Это был подвиг миллионов простых русских людей, которые жизнь свою положили за други своя. И, может, не имея осознанной догматической веры, в жизни они продолжали оставаться христианами — жертвуя в блогадном Ленинграде последней пайкой, в оккупации рискуя головой ради спасения солдат и беглецов из лагеря, а на фронте поднимаясь в атаку под стальным немецким ливнем.
Вспоминаются строки Ахматовой:
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —
Внуки, братики, сыновья.
Вечная память и Царствие Божие павшим, низкий поклон немногим еще оставшимся живым ветеранам и свидетелям тех страшных, великих и святых лет. И если мы, нынешнее поколение, об этом забудем, то вторыми иудами русской земли будем.
Но будем помнить завет святого благоверного князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». В той правде, что воссияла над нашей землей 66 лет тому назад.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»