Пречистая Богородица скоро услышит тех, кто обращается к Ней с сердечным прошением, где бы и перед каким образом они ни молились.
Но верно и то, что «молитва, приносимая пред некоторыми чудотворными иконами Пресвятой Богородицы, может быть особенно благоуспешна, частию по особенному устроению провидения Божия, частию потому, что где уже открылись по вере чудеса и благодеяния Божий, там и немощная вера человека близкими опытами удобнее возбуждается, укрепляется и привлекает свыше благодатную помощь».
Казанская, Владимирская, Иверская — сами эти имена дороги православным. Заступница рода христианского не оставит тех, кто с усердием и верой прибегает к Ее иконам, «только бы вера их не останавливалась на одном образе, но простиралась к Самой изображенной Пресвятой Богородице».
Святитель Филарет.
«Млекопитательница»
Икона Божией Матери «Млекопитательница» первоначально находилась в лавре преподобного Саввы Освященного (преставился в 532 году, память его 5/18 декабря) близ Иерусалима. Святой основатель лавры, живший в IV веке, перед смертию предсказал, что чудотворная икона дарована будет в благословение от лавры святому Савве Сербскому с Афона. Так и случилось. Через семь столетий в Лавру прибыл никому неизвестный сербский богомолец; когда он приблизился к мощам преподобного основателя лавры, посох святого, хранившийся около гробницы, упал к ногам незнакомца. Иноки монастыря, поинтересовались, кто такой богомолец, а, узнав, что перед ними Савва Сербский, вручили ему посох преподобного и две иконы Божией Матери: «Млекопитательницу» и «Троеручицу». Савва был известным подвижником веры Христовой, он благоустроил сербскую Церковь: поставил несколько епископов, поучал их быть примером своему стаду.
На горе Афон была церковь Святого Саввы Освященного при Карейской келий, коя относилась к сербскому Хи-лендарскому монастырю. Туда-то и привез икону «Млекопитательница» святитель Савва.
Празднование в честь иконы совершается в тот же день, что и память святителя Саввы, — 12/25 января.
Иконе Божией Матери «Млекопитательница» молятся молодые матери, чтобы вскормить грудью младенца, а также к ее помощи прибегают при родах.
«Утоли моя печали»
«Утоли моя печали» икона Богородицы называется словами из церковных молитвословий, обращенных к Богоматери: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея…» Изображенный на иконе Младенец Христос держит свиток со словами: «Суд праведен судите и милости и щедроты творите кож-до искреннему своему и вдовице и сира и пришельца и убога не насильствуйте и злобы брата своего не воспоминайте».
Чудотворная икона находилась в Москве в церкви святителя Николая на Пупышах. Полагают, что принесена она в Москву казаками в 1640 году. Почитание этой иконы особенно проявилось во время чумы, в 1771 году, в Москве. Во второй половине XVII века икона совершила чудесное исцеление. В честь этого чуда Церковью и было установлено празднество. Празднование иконе 25 января/7 февраля. Ныне чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в московском Николо-Кузнецком храме. Этой иконе молятся в скорбях и печалях, об избавлении от греховных страстей, обуревающих сердце человека.
Иверская икона
Иверская икона Пресвятой Богородицы ознаменовала себя первым чудом во времена гонения на иконы, в IX веке.
Она принадлежала некоей благочестивой и богатой вдове, жившей с единственным сыном в городе Никее. Когда воины, посланные Царем отбирать и уничтожать иконы, явились к сей женщине с требованием от нее иконы, то она дала им денег и просила оставить ей икону до утра; после молитвы ночью вместе с сыном отнесла святую икону на взморье и пустила на воду, и икона, стоя прямо, поплыла по волнам.
Между тем благочестивая женщина посоветовала сыну скрыться от преследования царских воинов. Юноша удалился и поступил в иноки на Афон. Здесь рассказал он об иконе.
Прошло много времени; где находилась икона — неизвестно, но предание о ней хранилось на Афоне. И вот однажды афонские иноки увидели огненный столп, восходящий от моря до неба. Оказалось, что этот столп был над иконою, стоявшею на воде.
Иноки хотели подплыть к иконе, чтобы взять ее; но она, по мере приближения пловцов, стала удаляться. Тогда иноки собрались в храм и молились о даровании им чудной иконы, и Сама Пресвятая Богородица явилась во сне одному благочестивому иноку Гавриилу и повелела идти по водам и принять Ее икону для обители. Старец открыл сон настоятелю, и все отправились на берег с крестным ходом. Старец Гавриил пошел по морской воде и удостоился принять чудную икону.
Икона сия названа Иверскою по имени монастыря, который удостоился принять ее.
На иконе, на правой ланите лика Пресвятой Богородицы виден след раны. Она, как говорит предание, нанесена иконе одним из варваров уже в Иверской обители, и при этом истекла из раны и запеклась кровь.
В России есть несколько списков Иверской иконы, прославленных чудотворениями. Особенно чтился бывший в Москве в особой часовне при Воскресенских воротах.
После революции часовню уничтожили, в 1931 году снесли Воскресенские ворота; чудотворный образ был передан в храм Воскресения в Сокольниках.
Милости и чудеса от Иверской Божией Матери не прекращались. В 1982 году прославился обильным мироточением список Иверской иконы, привезенный в Монреаль с Афона православным паломником. С тех пор образ возят по православным приходам Америки и Западной Европы и повсюду он источает целебное миро (икона перестает мирото-чить лишь во время Страстной седмицы).
В Москве в ноябре 1994 года святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Меньше чем через год они были восстановлены на прежнем месте. 25 октября 1995 года с Афона прибыл новый список чудотворной Иверской иконы — Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.
Иконе молились об избавлении от разных напастей, об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли.
Празднование в честь Иверской иконы совершается во вторник Светлой седмицы, 12/25 февраля и 13/26 октября. 12/25 февраля празднуется Иверской иконе в память принесения второго списка с нее в Иверскии Свято-Озерский монастырь в 1656 году. Иконе празднуется еще 13/26 октября в память принесения первого списка с иконы в Москву в 1648 году.
Также установлено празднование «Иверской» во вторник на Пасхе (пасхальной неделе), вместо празднования в день явления иконы.
«Иверская» икона Божией Матери, как и «Смоленская», «Тихвинская», «Троеручица», «Грузинская», «Иерусалимская» относится к наиболее известным вариантам Одигитрии (см. об этом типе икон выше). «Иверская» была одною из самых почитаемых икон в России. Русские благочестивые цари и лица царственного дома, посещая Москву, неизменно останавливались для молитвы пред сею чудотворною иконою.
Одним из известных списков (копий) «Иверской» — Моздокский, находящийся в городе Моздоке на Кавказе в Успенской церкви. «Моздокская» принадлежит к древнейшим святыням Православной Церкви и была написана для царицы грузинской Тамары.
«Взыскание погибших»
«Взыскание погибших» икона Божией Матери — чудотворная икона, которая была известна в России с XVIII века.
Наиболее ранним считается образ, находившийся в Георгиевском храме города Волхова Орловской губернии и прославившийся многими чудесами — в том числе спасением замерзающего крестьянина, который и заказал список с этой иконы.
В праздник Крещения Господня, по дороге из Волхова домой, в село Бор, благочестивый крестьянин Федот Обухов попал в сильную метель и стал замерзать. Понимая, что спасти его может, только чудо, по вере своей он обратился с молитвой к Божией Матери и дал обет заказать список с иконы «Взыскание погибших» из Георгиевского храма в Волхове. Молитва его была услышана Богоматерью. Когда лошади дотащили сани с полузамерзшим Федотом до соседней деревни, то один крестьянин услышал вдруг голос: «Возьмите!», вышел во двор и нашел Федота. Выздоровев, Обухов выполнил обет Богородице, заказал список, и с того времени Борская икона «Взыскание погибших» пользуется особым почитанием среди верующих.
В Москве был известен и почитаем другой образ. Ныне он находится в храме Воскресения Словущего.
Некий благочестивый человек был по молитве перед этой иконой Божией Матери спасен Ею от глубокой нищеты и отчаяния; впоследствии он передал чудотворный образ в свою приходскую церковь.
В 1812 году французы разграбили храм, а икона была найдена разрубленной на три части. При обретении образа совершилось множество» чудесных знамений и исцелений.
Иконе молились о благословении брака, об освобождении от пороков, к ней приходили матери с молитвой о погибающих детях. Икона считается наделенной особой силой избавления от головной и зубной боли, лихорадки, в болезни глаз.
Память иконе «Взыскание погибших» совершается 5/18 февраля.
«Державная»
«Державная» икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения царя-мученика Николая Александровича от престола.
«Державная» икона Божией Матери была обретена чудесным образом.
Крестьянке Евдокии Андриановой из селения Перерва, что на другой стороне Москва-реки против села Коломенское, под стенами Николо-Перервинского монастыря, 13 марта 1917 года во сне явилась Богородица, которая велела ей найти черную икону в селе Коломенском и сделать ее красной, чтобы все молились Ей.
Еще через две недели во сне крестьянке было явлено видение — белая церковь, а на престоле — Богоматерь с Младенцем. Белая церковь походила на храм в Коломенском, куда Евдокия Андрианова и направилась.
В подвале среди старых икон она нашла черную икону, на которой изображена была Богоматерь с Младенцем на руках на престоле, в красном порфире, с короной на голове, в руках у Нее были скипетр и держава. Именно из-за державы в руке Богородицы иконы и стали называть «Державной».
После явления «Державной» иконы Богоматери ее копии появились в каждом храме.
Были подготовлены служба и акафист к иконе, в составлении которых участвовал патриарх Тихон.
Обретение иконы произошло в день отречения императора Николая II от престола, и этим событием Божия Матерь показала, что берет Россию под Свое державное покровительство.
После явления образа Вознесенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского.
После революции икона хранилась в запасниках Исторического музея.
Сейчас она вернулась в Коломенское, и в настоящее время пребывает в Казанском храме.
Празднование иконе совершается в день ее явления, 2/15 марта.
Ей молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране и сохранении России.
«Споручница грешных»
Эта чудотворная икона, находилась в Одринском мужском монастыре, Орловской епархии, а список с нее есть в Москве, в Николо-Хамовнической церкви.
Обе иконы прославились в сороковых годах XIX века многими чудотворениями; Московская — видением света и истечением мира от нее.
На иконе Божией Матери «Споручница грешных» есть надпись: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну; да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне чрез Меня испросят».
На иконе изображена Пресвятая Дева Мария, на левой руке которой сидит Ее Божественный сын.
Наименование иконы Божией Матери «Споручницей грешных» служит выражением той многоразличной благодатной любви Ее к грешному человеческому роду, которую Она проявляла во все времена.
Споручница — значит Поручительница или Посредница между Господом Иисусом Христом и грешными людьми, неусыпная Ходатаица и Молитвенница о них.
Празднование иконе совершается 7/20 марта и 29 мая/11 июня. Летнее празднование установлено в 1898 году, в память 50-летия пребывания чудотворной иконы в московском Никольском храме в Хамовниках.
Первое известие о чудесах, явленных от этого образа, относится к сороковым годам прошлого столетия.
Икона неоднократно мироточила.
Так, в 1844 году у иконы, хранившейся в часовне Никольского Одрина монастыря города Карачева Орловской губернии, чудесно исцелился двухлетний мальчик.
«Споручнице грешных» молятся во время греховного омрачения, во всяком унынии, отчаянии и скорби душевной, об избавлении от эпидемии и чумы, в расслаблении тела с бессонницей, потерей аппетита и лишением каких-либо членов.
«Живоносный источник»
«Живоносный источник» икона Пресвятой Богородицы — чудотворная икона, празднование которой бывает в пятницу пасхальной недели. Установлено оно в память обновления храма в Константинополе, именуемого «Живонос-ным источником», и чудес здесь совершенных.
Храм воздвигнут в 457 году императором Львом I при источнике, от воды которого силою Богородицы происходили исцеления.
На иконе «Живоносный источник» Пресвятая Богородица с Богомладенцем Иисусом изображается сидящею в купели.
В России, начиная с XVI века, утвердился обычай посвящать источники, находящиеся в монастырях, Божией Матери «Живоносного Источника».
Основатель Саровской пустыни Исаакий (в схиме Иоанн) принес с собой икону Божией Матери «Живоносный Источник», в честь которой 28 апреля 1706 года и заложил храм — первую церковь обители. Впоследствии икона прославилась чудотворениями.
Преподобный Серафим Саровский посылал больных помолиться перед этим образом, и они часто получали исцеления и утешения в скорбях.
Этой иконе молятся об избавлении от телесных недугов, страстей и душевных немощей.
«Неупиваемая Чаша»
«Неупиваемая чаша» икона Божией Матери — икона, на которой Богомладенец написан стоящим в чаше. Это чаша причащения, неупиваемая, или неиспиваемая, ибо Агнец «всегда ядомый и никогдаже иждиваемый».
А Матерь Божия с воздетыми руками, как первосвященник, возносит к Богу жертву — Своего закланного Сына. Она молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша Небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой.
Чудесное явление святого образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году в Серпуховском Высоцком монастыре, где икона хранится и ныне.
Как и прежде, каждое воскресенье после Божественной литургии совершается водосвятный молебен с акафистом чудотворной иконе: поминаются имена тех, кто страдает пристрастием к губительной чаше вина и нуждается в благодатной помощи Пречистой Владычицы.
Как уже говорилось выше, икона была обретена в 1878 году, когда одному крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, горькому пьянице, у которого от пьянства отнялись ноги, был сон.
Во сне к нему пришел старец и сказал ему идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы.
Там крестьянину было велено прийти к иконе «Неупиваемая чаша» и отслужить молебен, после которому Царица Небесная дарует ему здоровье душевное и телесное.
Не владея ногами и не имея ни гроша, крестьянин побоялся идти в Серпухов. Тогда сон повторился во второй и третий раз. В третьем сне старец уже был столь грозен, что пьяница на четвереньках отправился в путь.
В одном селе он остановился на ночлег у старушки, которая намазала ему ноги какой-то мазью, и на утро крестьянин смог встать на ноги.
С трудом, при помощи двух палок, он добрался до монастыря и обратился к монахам с просьбой показать ему икону Божией Матери «Неупиваемая чаша».
Такой иконы никто не знал, но тут один из насельников вспомнил об иконе Богородицы, на которой была изображена чаша. Икона висела в проходе из храма в ризницу. На обратной стороне иконе, ко всеобщему удивлению, была обнаружена надпись: «Неупиваемая чаша».
На образе преподобного Варлаама в том же монастыре крестьянин узнал старца, который являлся ему во сне. После молебна крестьянин выздоровел и душевно, и телесно.
Празднование иконе 5/18 мая.
Этой иконе молятся, прежде всего, об исцелении от пагубной страсти пьянства и запоя.
«Достойно есть» — «Милующая»
История иконы связана с появлением песнопения «Достойно есть». Предание, сохранившееся на Святой горе Афон, повествует, что в конце X века недалеко от Карейско-го монастыря в уединенной келье жил старец со своим послушником. Однажды под воскресенье старец отправился ко всенощному бдению в Карейский храм, а послушник остался в келье один. Ночью к нему постучался неизвестный инок, и послушник впустил его. Вместе они стали на молитву. Во время пения слов «Честнейшую Херувим…» гость заметил, что у них поют эту песнь иначе: добавляют перед «Честнейшую» слова: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблажённую и Пренепорочную и Матерь Бога нашего».
Пока длилось песнопение, келейная икона Богоматери «Милующая» сияла небесным светом, а послушник в умилении плакал. Он попросил гостя записать эту дивную песнь, и, так как в келье не было бумаги, пришелец написал слова на камне, размягчившемся подобно воску под рукой чудного писца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидимым, а икона еще некоторое время излучала чудесный свет.
Образ был перенесен в Протатский (Свято-Успенский) соборный храм Карей и сейчас пребывает там в алтаре на горнем месте.
Известны списки иконы «Достойно есть» с изображением молитвенного обращения к Богородице ангелов и святых.
Вокруг изображения обычно помещается сам текст молитвы «Достойно есть».
Память иконе «Достойно есть» — «Милующая» совершается 11/24 июня.
Боголюбская (Владимирская) икона
Боголюбская икона Божией Матери, иначе называемая Боголюбской Владимирской, — чудотворная икона. Празднество этому образу учреждено в 1157 году князем Андреем Боголюбским (память его 4/17 июля).
Когда князь отправлялся в Суздальскую землю с иконою Богородицы (см. далее Владимирская икона), тогда близ Владимира явилась ему в ночном видении Пресвятая Богородица, стоящая над его шатром с хартиею в руке, и сказала: «Я не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов, но поставь его во Владимире, а на этом самом месте воздвигни церковь и устрой обитель». Это было 18 июня старого стиля. Князь поспешил исполнить повеление Богородицы и, призвав живописцев, велел им изобразить Богородицу в том виде, в каком она явилась ему.
В память чудесного явления, в самый день явления, 18 июня старого стиля, установил праздник, икону же, вновь написанную, назвал иконою Боголюбской Божией Матери, а место, где явилась Богоматерь, — Боголюбивым (здесь впоследствии основался город, названный Боголюбивым, в настоящее время село Боголюбово), и сам стал называться Боголюбским.
Князь Андрей действительно любил Бога. Он не жалел своих средств и сокровищ для храмов. В управлении святого князя наблюдал строгую правду; сам ведя трудовую, чистую и деятельную жизнь, он награждал хороших людей и карал злых, был сострадателен к бедным и больным, сам ухаживал за больными, заключенным же в темницах, по его приказанию, развозили пищу.
В 1771 году, когда свирепствовала моровая язва в России, Боголюбивая икона прославилась тем, что язва не коснулась ни монастыря Боголюбова, ни прилегающего к нему села и в самом Владимире прекратилась, когда вследствие явлений, бывших некоторым из благочестивых горожан, перенесли икону из монастыря в город. В память сего чуда во Владимире установлен крестный ход вокруг города и ношение иконы по домам жителей.
Из списков с «Боголюбской», о которых будет сказано ниже, одной из самых известных считается Боголюбская-Зимаровская, которая находится в селе Зимарове, Рязанской епархии. Предание говорит, что во времена татарского ига икона сия была расколота татарами на две половины и брошена в лес. Там половины сами собою соединились, но неровно, одна выше другой, и икона после того ознаменовала себя чудотворениями.
Многие списки чудотворной Боголюбской иконы восприняли благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились Угличский, Московский, Тульский, Козловский, Елатемский, Зимаровский, Юрьевский, Усман-ский и Тарусский списки.
Празднование Боголюбской иконе было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня/1 июля, в день явления ему Божией Матери.
Тихвинская икона
Тихвинская икона Божией Матери явилась в 1383 году близ Тихвина над горою.
Окруженная лучезарным сиянием, она перенеслась по воздуху из Константинополя незадолго до взятия его турками, останавливаясь в разных местах, где были поставлены часовни и храмы, например, в 30 верстах от Ладожского озера, в 3 верстах от Смоленска и других городов. К горе стеклось множество народа. Священники пришли с крестным ходом и вместе с народом молились Богородице, чтобы икона Ее снизошла к ним. И икона сошла с высоты воздуха прямо на руки священников. Все с благоговением лобызали икону и в тот же день начали строить храм. Но в ночь икона перенеслась на другую сторону реки Тихвинки. Вместе с иконою перенесены были туда и начатый храм и весь материал, приготовленный для храма, и даже самые щепы, как будто бы перенесено было самое место. Здесь храм был достроен, и икона поставлена в нем.
От иконы происходило множество чудес. Впоследствии тут был основан монастырь.
В 1613 году Тихвинская икона чудесно защищала обитель от шведов: по повелению Самой Богородицы в ночном видении, икона была обнесена вокруг обители, и на врагов
напал такой страх, что они бежали от стен ее. После окончательной победы в монастырь прибыли русские послы для заключения мира со шведами и, получив точный список с чудотворной Тихвинской иконы, направились в деревню Столбово в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мирный договор со шведами, известный в истории под названием Столбовского.
Главной порукой мира с русской стороны был список с чтимой иконы.
Впоследствии этот список был принесен в Москву в Успенский собор в Кремле, а затем по просьбе новгородцев отправлен в Новгород в Софийский собор.
Первообраз хранился в Тихвинском монастыре.
После революции 1917 года икона пребывала в потаенном месте, а во время Великой Отечественной войны была привезена в Ригу.
После войны святой образ находится в США в Чикаго. В 2004 году в день своего празднования икона торжественно была возвращена в Россию и с благодарностью и почтением к святыне принята русским народом.
Почитание Тихвинской иконы в России очень велико, списки с нее имеются во многих храмах, и многие из них также прославились чудотворениями.
Празднование иконе 26 июня / 9 июля.
Тихвинская икона относится к иконографическому типу изображения Богородицы «Путеводительница» («Одигит-рия»). В этом типе заложена концепция богородициных икон в целом: Пресвятая Дева ведет нас к Христу.
На Тихвинской иконе — изображение Богоматери с Младенцем на левой руке. «В жесте Богородицы, указующем на Христа, — пишет И.К. Языкова, — ключ к этому образу — Матерь Божия ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть путь, Истина и Жизнь… В жесте Богородицы наглядно явлен христоцентризм, о котором иногда забывают иконописцы. Образ Богородицы не доложен затмевать образ Христа, чтобы молящийся не воспринимал образ Спасителя как второстепенный».
Наиболее распространены, как мы уже говорили выше, поясные варианты изображения Одигитрии, характерной особенностью которых является легкий поворот ликов Девы Марии и Богомладенца навстречу друг другу. Однако встречаются и оплечные композиции. Тихвинская икона — поясной вариант изображения Пресвятой Девы с Младенцем.
К наиболее известным вариантам Одигитрии, кроме Тихвинской, относятся иконы «Смоленская», «Иверская», «Троеручица», «Грузинская», «Иерусалимская».
«Троеручица»
«Троеручица» икона Пресвятой Богородицы появилась в VIII веке при святом Иоанне Дамаскине, знаменитом песно-писце Православной Церкви и ревностном защитнике ико-нопочитания.
За свою ревность иконопочитания Иоанн был оклеветан греческим императором, иконоборцем Львом Исаврянином, в измене князю Дамасскому, у которого он занимал важную государственную должность.
Князь приказал отрубить Иоанну правую руку, будто бы писавшую изменническое письмо. Рука была отсечена и повешена в платке на публичном месте, но к вечеру, по просьбе, возвращена ему.
Святой Иоанн, приложив мертвую кисть к суставу, пал пред иконою Богородицы, слезно молился о своем исцелении на защиту православия, а затем заснул. Во сне он увидел Пресвятую Богородицу, Которая сказала ему: «Вот рука твоя исцелена; не скорби более и исполни то, что обещал Мне в молитве».
Иоанн проснулся и увидел, что рука его действительно исцелена, и он, в память чуда, сделал из серебра изображение кисти руки и приложил его к иконе Богородицы, отчего икона получила название «Троеручицы».
Три руки стали изображать и на списках с этой иконы. Икона находится на Афоне в Хиландарском монастыре. Плат же, в который отрубленная кисть была вывешена в публичном месте, Иоанн всю жизнь в память о свершившемся чуде носил на голове.
После смерти в лавре Саввы Освященного близ Иерусалима чудотворная икона Пресвятой Девы вплоть до XIII века находилась там. По прибытии же в лавру святого Саввы, архиепископа Сербского, по повелению Девы Марии, икона была принесена им в Сербию. Во время османского нашествия, когда монахи не могли уже более защищать икону, они вверили ее воле Господней и положили на осла, который пришел в сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Икона была с радостью принята в монастыре.
После смерти игумена в монастыре начались распри, кто займет его место. Тогда Богоматерь решила сама стать настоятельницей монастыря и утром иноки увидели Ее икону висящей над игуменским местом. Монахи вернули ее в алтарь, но икона вновь и вновь возвращалась на игуменское место. Только после объяснений одного святого затворника насельники монастыря поняли волю Пресвятой Богородицы.
С того времени и доныне в Хилендарской обители неизменно соблюдается святая воля Царицы Небесной: там выбирают не игумена, а только наместника, заведующего монастырскими делами. Правит же монастырем Пресвятая Дева Мария.
В 1661 году чудесно явилась икона «Троеручицы» в мужской Белобережской пустыни Орловской губернии.
В 1661 году список с чудотворной иконы «Троеручица» был принесен в подмосковный монастырь Новый Иерусалим, основанный патриархом Никоном, и вскоре икона стала известна по всей России.
Один из чтимых списков «Троеручицы» находится в настоящее время в Успенском храме Болгарского подворья в Москве.
Казанская икона
Казанская икона Пресвятой Богородицы явилась в 1579 году в Казани, взятой у татар Иоанном Грозным.
Пресвятая Богородица явилась во сне девице Матроне и повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила сон обыкновенною детскою грезою.
Сон повторялся еще дважды и с угрозою наказания за непослушание. Мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им.
Тогда 8 июля старого стиля обе они, в присутствии народа, отправились на указанное место. Мать и другие люди начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена.
Она была обернута в ветхое сукно и сияла чудным светом, как будто бы недавно была изображена. Тогда с крестным ходом перенесли икону в ближайшую церковь.
Список с иконы был отправлен в Москву, и царь повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы.
В этом монастыре приняли постриг и Матрона с матерью. Матрона, приняв в иночестве имя мавры, стала первой его настятельницей.
Впоследствии было еще несколько явлений икон, списков с Казанской:
Тобольская, находившаяся в Тобольске в кафедральном соборе и прославившаяся спасением горожан от угрожавшего голода;
Каплуновская, явившаяся в 1689 году в сельце Каплунове Харьковской епархии и прославившаяся помощью Петру Великому в войне со шведами под Полтавою;
Нижнеломовская, явившаяся в 1643 году на источнике, в двух верстах от Нижнего Ломова Пензенской епархии;
К up по ее кия. в 1725 году перенесенная из Карповской пустыни в Курский Знаменский мужской монастырь;
Коташинская, явившаяся в 1622 году, которая находится в Коташинском монастыре Черниговской епархии;
Вознесенская, сохранившаяся невредимою во время пожаров в 1689 и 1791 годах, находилась в московском Вознесенском женском монастыре;
Павловская, находившаяся в селе Павловском Московской епархии;
Иркутская — в соборном храме в Иркутске;
Карюполвская — в Каргополе, в 1714 году ознаменовавшая себя течением слез из очей изображенной на ней Богородицы;
Ярославская — в женском монастыре в Ярославле, впервые прославившаяся чудотво-рениями в XVI и XVII веках;
находившаяся в Шлисселвбургской крепостной часовне. Шлиссербургская икона была почитаема узниками. Она весьма древняя и прославилась в смутные времена самозванцев и шведских набегов и опустошений.
В России до 1917 года было три особо чтимых списка Казанской Божией Матери: в Казани, в Богородичном соборе; икона, перенесенная Петром Первым в Санкт-Петербург из Москвы; в московском казанском соборе, дарованная князем Пожарским. В 1904 году в Казани чудотворная икона была похищена, и ее дальнейшая судьба достоверно неизвестна.
Особо чтимая чудотворная Казанская икона пребывает в Московском Елоховском Богоявленском патриаршем соборе.
Празднование этой иконе и списков с нее 8/21 июля.