Посвящается прибытию мощей Матроны Московской
Недавно в наш храм привезли частичку мощей Матроны Московской. И все это время мы являемся свидетелями нескончаемого потока людей, которые идут приложиться к ее мощам. Ее икона, величественно возвышаясь посредине храма, полностью закрывает собой Распятие Господа нашего Иисуса Христа. (или же стоит вместо Него, на том месте где в Великий Пост, должно стоять Распятие). И в этом есть некий символ того, что происходит с нашей верой и с нашей религиозностью. Один умный человек, который не так давно начал воцерковляться, задал мне правильный вопрос. Глядя на всю эту огромную очередь, которая выстроилась к мощам, он спросил: «А где эти люди были до привоза мощей, и где они будут после этого?». Важный вопрос. — К чему приведет такого рода религиозность?
Почитание святых угодников Божиих было положено еще в Ветхом завете. В новозаветные времена мы видим, что останки уже первохристианских мучеников собираются как драгоценнейшее сокровище. Их хранят, берегут, над ними воздвигают алтари. Кровь мучеников — это фундамент Церкви. Пример их жизни, веры нужен нам для укрепления на пути ко Христу. Они — свидетели (Му?ченик «мартис» — греч. ??????, лат. martyr — свидетель), которые своим подвигом засвидетельствовали свою веру. То же самое происходит и с останками преподобных и других святых. Они — образцы для подражания, их помнят, их обоженые благодатью Божией останки, хранят и почитают, опять- таки, с той же целью — это пример для нашей жизни, это — наши друзья, которые предстательствуют и ходатайствуют за нас перед Богом. В этом суть и значение почитания памяти святых и молитвы к ним. Они не закрывают собой Бога, они помогают нам прийти к Нему примером своей жизни и своими о нас молитвами.
Путь, который нам предлагают святые — труден, узок и тернист. И немногие решаются следовать по нему. Большинство живут в этом мире другими заботами. В язычестве много ритуалов, которые можно применить для той или иной проблемы. У язычников доисламской Аравии принято было нюхать «черный камень» в каабе Мекки, у других народов поклоняться тем или иным идолам, выпрашивая у них здоровья, благополучия, спонсорской помощи и проч.
Внешние проявления православного почитания святых и языческого идолослужения очень похожи. И язычники, и христиане становятся на колени, молятся, целуют святыню и прочь. Но внутреннее содержание — совершенно разное. Христиане поклоняются только Богу, и почитают все то, что имеет к Нему отношение, в том числе и святых. Язычник поклоняется идолу и только с ним связывает все свои надежды и упования. Глядя на очередь народа к мощам Матроны Московской, у меня, как православного пастыря и богослова, возникает вопрос: « А какая форма почитания матушки Матроны той многотысячной толпы, которая непрестанной вереницей растягивается возле храма?» Наверное, каждый из тех, кто приходит поклониться ее мощам, вкладывает свое понимание и отношение в то, что он делает. Обобщить это невозможно, но вот что меня волнует.
В церкви есть главное таинство, которое Иоанн Златоуст назвал «лекарство бессмертия» — причастие Телу и Крови Христа. Почему к этому таинству нет такой очереди? Почему толпы народа готовы выстоять очередь в несколько часов к мощам, но только единицы из них становятся в очередь на исповедь и покаяние? Почему толпа «растворится» после отъезда мощей и в храме останется только сравнительно небольшая кучка постоянных прихожан? Ответ очевиден. Не нужен им Христос с его «узким и скорбным путем». Не нужны все эти слова о том, что нужно «плоть распять со страстями и похотями». Нужна банальная языческая магия. Вот приложусь, и все у меня будет « в шоколаде». Лотерея, а вдруг выпадет джек-пот. Ведь говорят же, что так бывает и в книжках написано о чудесах и исцелениях. Бог становиться средством для получения чуда, и даже не Бог, мощи, пускай и прославленной святой. Хочу напомнить, что чудо никогда не было критерием истины и правоты веры. Икона зверя из Откровения Иоанна Богослова, тоже будет чудотворить. Я могу привести примеры массы чудес в том же шаманизме, притом чудес таких, которые нам и не снились. Нам надо чудо, а вот Христу нужно спасение нашей души. У нас с Ним разные взгляды на жизнь.
Однажды в наш город привезли ковчежец с мощами преподобного Серафима Саровского. В таком же красивом большом ларце и такой же широкой рекламой по телевизору, радио, газетах. Настоятель приказал, чтобы на всех проповедях объявили о таком значимом событии. Я после службы на проповеди объявил, как и положено. Но в конце так же заметил, что кто не может — далеко добираться или тяжело в очереди стоять, вон у нас в храме висит большая икона преп. Серафима Саровского и там — такая же частичка мощей. Иконе сто лет в обед. Висит она в храме давно, пойдите, приложитесь, ну какая разница? Посмотрели прихожане на меня с недоумением, и пошли гуськом в другой храм к мощам. Нет же, там — ковчежец, позолоченный и народу больше. У нас в храме также стоит мощевик с мощами множества святых. Ведь там такие же частички притом не одного, а очень многих великих и даже величайших святых. Нет же никакой тебе очереди. Всегда пусто. А вокруг Матроны – толпа.
Образ святой превращен в некий бренд. Житие Матроны почитаешь — уже можно мистический сериал снимать, сплошные чудеса, ну что ни страница — то чудо. Вот что нам оказывается надо. Если человек прожил просто достойную благочестивую жизнь и еще и мученической смертью засвидетельствовал свою верность Христу — это уже неинтересно. А вот там — где мистики море, вот это — наш «православный драйв». И тогда понятно, почему ее икона закрывает собой лик Распятого Христа. На фоне такого пиара Он блекнет, устаревает, отходит на задний план. Конечно, куда более интересен новый бренд, раскрученный, свеженький, пропиаренный по всем правилам коммерческих законов.
Больше всего меня беспокоит то, что в области богословско-сотереологической идет явное смещение акцентов. То почитание, которое подобает воздавать Богородице, начинает переноситься на святую Матрону Московскую. К ней уже обращаются как к «матушке», «заступнице» и т.п. Если же говорить о законах психологии, то мы повторяем ту же ошибку, что в свое время сделали евреи у горы Синай. Господь Иисус Христос предлагает нам идти за Моисеем в Синайский Мрак Боговедения. Для этого нужно царапаться по крутым склонам, падать, вставать, опять лезть вверх. Пока не войдешь в облако Благодати Божией, и не услышишь во Мраке Божественного Света Слова Божии. А мы предпочитаем делать то, чем занялись евреи во время отсутствия Моисея. Воздвигать себе идолов. И неважно как они будут называться: главное — чтобы «помогали», чтобы нам не париться, подымаясь по склонам жизни духовной, а так вот на «местном» уровне забот обывательских: пришли, приложились и получили счастье житейское; а по совместительству : и в рай бы — неплохо.
протоиерей Игорь Рябко