Туринская плащаница представляет собой очень древнее льняное полотно длинной более чем в четыре метра, на котором имеются золотистые нерукотворные отпечатки обнаженного, жестоко истерзанного Человека. Никто из ее исследователей вот уже сто лет не может сказать каким образом нерукотворные отпечатки появились на ткани, хотя в то же самое время вот уже около двух тысяч лет сердца верующих христиан ясно подсказывают Кто и при каких обстоятельствах оставил изображение на этой ткани. Но что же общего между всеми плащаницами как рукотворными так и нерукотворной?
Принося свои молитвы пред образом на плащанице, мы через этот образ поклоняемся самому Христу Спасителю и Богу нашему, а не той ткани на которой есть Его Изображение, независимо от того сделан этот образ человеческими руками или он нерукотворен. Когда мы молимся перед образом, мы сообщаемся с самим Богом, когда мы целуем ткань с образом — мы молитвенно прикасаемся к самому Христу. Имея глубокую веру в Воскресшего из мертвых, мы посредством образа сообщаемся с Ним — с Первообразом, встречаемся с Ним воочую лицом к лицу, мы сообщаемся с Ним, с Ним — живым и дарующим жизнь, с победителем смерти и ада, с нашим Спасителем!
В таком случае зачем вообще изучать Туринскую плащаницу? Может быть отдать ее на растерзание неверующих скептиков? Но вспомните как все вещи любимого человека нам дороги и памятны. Тем более все, что связано с Богочеловеком, с нашим Спасителем и Искупителем для нас близко и дорого. И если существуют обширные исследования по иконографии, по технике иконописи, храмовому зодчеству и многим другим наукам, то что же может мешать добросовестному исследованию Туринской плащаницы — этого полотна, которое содержит столько загадок. Льняная ткань плащаницы таит в себе слишком многое, чтобы даже сто лет исследований могли вплотную приблизить нас к ее разгадке.
С другой стороны можно ли вообще изучать святые реликвии? И может ли наука касаться столь священных предметов? Но когда мы молимся перед святыми иконами в храме или у себя дома, мы обращаемся не к краскам и дереву, а через образ на иконе возносим свои молитвы к Первообразу. Эти иконы имеют свою историю, происхождение, они сделаны из определенного материала с использованием той или иной технологии, таких-то красок, в таком-то веке. Есть люди, которые это исследуют, изучают и рассказывают нам об этом. Так и исследование Туринской плащаницы, этого поистине нерукотворного образа, не содержит в себе ничего кощунственного в том случае если мы честно подходим к делу, и не наносим в процессе работы ущерба этой удивительной ткани.
Есть еще один вопрос, который нельзя обойти вниманием. Туринская плащаница находится в Италии, в католическом костеле, и как предмет собственности принадлежит католической церкви. Можно спросить — какое нам православным дело до Туринской плащаницы? Но вспомним, что Храм Гроба Господня — величайшая святыня христианского мира, находится в Иерусалиме, в Израиле, а земля на которой он стоит принадлежит как собственность арабу, исповедующему ислам. Это обстоятельство не мешает христианам всей земли поклоняться Святому Гробу и приносить на этом месте горячии молитвы Тому, Кто там Воскрес. Следовательно наше отношение к плащанице не должно зависеть от места в котором она исторически оказалась, потому что Туринская плащаница, как и Гроб Господень, по своей сущности, принадлежат всем христианам, в том числе и Православным.
Но главным вопросом является все-таки следующий: является ли Туринская плащаница той самой подлинной Плащаницей, в которую Иосиф из Аримафеи положил снятое с креста пречистое тело Богочеловека, и в которой Он Воскрес? Попыткой ответить на этот вопрос и служат специальные научные исследования, проводимые в течении последних ста лет, краткий отчет о которых мы с любовью предлагаем нашему читателю. Для большей объективности изложения при рассказе о Туринской плащанице, мы будем излагать только фактический материал, по возможности наиболее просто объяснять методы исследования и полученные с их помощью результаты. Все выводы и комментарии мы предлагаем сделать беспристрастному и любезному нашему читателю.