Можно ли объяснить людям, родившимся и выросшим в экономике потребления, что надо что-то с собой делать? И вообще – надо ли этим людям что-то с собой делать? Когда в начале нового века умные люди начали говорить о структурных проблемах общества потребления – это выглядело пустым теоретизированием. Основанным на фактах, пророчащим катаклизмы – но сугубо теоретическом: мужикам ведь свойственно креститься, когда гремит гром. Вот он гремит. И что?
Строго говоря, эра потребления началась еще в 19 веке, когда газеты стали печатать первые рекламные объявления. Когда производитель постепенно начал понимать, что он может заработать, если будет внушать потребителю, что у того есть некая потребность. Пусть на самом деле реально и не существующая. Постепенно количество товаров, предназначенных для удовлетворения несуществующей потребности, росло, и, собственно, вся нынешняя так называемая «современная экономическая система» (почему – так называемая – об этом чуть позже) выросла из этого подхода. Манипулировать потребителем. Через рекламу и моду внушить ему, что ему надо нечто, и впарить ему это нечто.
(РЕМАРКА: ученые экономисты ведь всегда плелись в хвосте у реальности. Классические политэкономы описывали экономику, в которой доминировали естественные факторы производства, в то время как на улице зарождалась индустриальная экономика, сочетающая естественные и сотворенные человеком факторы производства, а их, в свою очередь, ученые осмысливали в ту пору, когда уже зарождалась экономика потребления. Так и сейчас: Экономисты только осмысливают все аспекты этой экономики, а ей на смену, похожу, уже идет нечто. Только что? КОНЕЦ РЕМАРКИ)
Но назад к манипулированию потребителем. Примеров усугубления это тенденции не счесть – возьмите любой образчик бытовой техники. Постоянно убеждать потребителя, что он нуждается во все большем количестве товаров, что ему нужно сменить еще работающий, но «устаревший» телевизор, телефон, автомобиль — вот главная идея, двигавшая экономику в англо-саксонской модели хозяйствования.
Именно под эту экономику оказалась заточена та самая мировая финансовая система, которая сейчас рушится.
Все возрастающий спрос (искусственно увеличиваемый за счет манипуляций потребителем) требует платежеспособности этого потребителя. Оп-ля! Появляется потребительский кредит. Для удовлетворения потребности банков в кредитных ресурсах на финансовые рынка вкачиваются дополнительные виртуальные деньги. А производитель, чтобы удовлетворить растущий спрос потребителя, тоже берет кредит, чтобы ввести новые мощности, новые технологии… И опять для удовлетворения потребности банков в кредитных ресурсах на рынок вкачивается виртуальный капитал. Карусель крутится. В США – оси этой карусели – финансовые рынки вспухают год за годом. Виртуальный капитал, основная цель которого – манипулировать потребителем. Нет, даже так: спираль раскручивается – бесконечно? Еще в 70 годах на заседаниях Римского клуба предупреждали: у роста есть пределы. Предел, похоже, достигнут. Что дальше?
Несколько слов о том, почему, говоря о мировой системе хозяйствования, употребляю термин «так называемая «современная экономическая система»». Дело в том, что по правилам этой системы живет не так уж много людей. Строго говоря, страны Большой семерки и примкнувшие к ним в гонке за достижение ценностей экономики потребления. Множество людей живут по другим правилам. Китай, Индия, тот же Иран, на который сейчас так точит зуб США (кстати, думаю, что точит прежде всего по экономическим мотивам, военная опасность здесь не при чем. Но это уже совершенно отдельная тема) Почему – в случае с каждой страной надо разбираться отдельно. Искать корни в культуре, традициях, преобладающих религиях. Но в целом общее свойство этих стран – невовлеченность в экономику потребления. Ну или слабая вовлеченность.
Россия, кстати, вступила в эту потребительскую гонку относительно недавно. Может быть, в этом шанс?
Все, что делается сейчас повсеместно странами, которых полощет мировой кризис, — это попытка сохранить экономику потребления, в самой сути которой заложена неизбежность катастроф. Энергетических ли – по мере исчерпания ресурсов. Военных ли – в борьбе за эти ресурсы. Финансовых ли – из-за пирамидального типа такой экономики.
Может быть, уже пора подумать о новой системе? Может быть, именно сейчас необходимы массовые добровольные самоограничения в потреблении? Или – наоборот – запрет всей и всяческой рекламы как основного инструмента манипулирования потребителем?
Впрочем, если система действительно дышит на ладан, возможно, из ее руин нечто родится безо всякого вмешательства? Просто, стремясь выжить в существующих условиях, производители сократят количество и пожертвуют качеством выпускаемых товаров (в той части качества, которая не относится с действительно существующим потребностям), а потребитель, имея в виду снизившуюся покупательную способность, будет покупать лишь то, что ему действительно необходимо для жизни?
Популярная экономика. Блог Елены Загородней
Источник: http://e-zagorodnyaya.livejournal.com/49599.html