Большое богослужебное и таинственное значение имеют многочисленные источники света в храме.
Свет в православном храме — это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.
Внешний свет
Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его » (Ин. 1, 5). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.
Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием.
Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло.
Светильники
Мы входим в храм — и видим сияние множества звезд в полумраке его пространства. Это церковные светильники. В чем их предназначение, их сокровенный смысл? Не осознав всей важности этой обязательной принадлежности “дома Божьего”, нельзя до конца проникнуть в таинства церковных священнодействий. Святые Отцы Церкви в своих трудах уделяют внимание светильникам, упоминания о них нередко встречаются в богословской литературе. Дионисий Ареопагит называет вещественные светильники “образом невещественного озарения”. “Настольная книга священнослужителя” говорит: “Горение в церковных светильниках воска и елея призвано обозначать Божественный свет, отличный от того света, которым пользуются для освещения в миру, ибо Церковь — Царство не от мира сего”. Таким образом, светильники в храме олицетворяют источники света, исходящего из Царства Божьего.
История церковных светильников восходит к самым ранним эпохам христианства, к пещерным храмам, освещенным лампадами. В древности лампы или подсвечники устраивали в виде виноградной кисти. Сохранились сведения о древнейших способах освещения церкви, бытовавших еще у греков. Профессор Б. Голубинский в “Истории русской Церкви” пишет: “соединение многих кандил устроялось или посредством подвешивания их к кругам, или навешиванием на протянутые через церковь цепи, или верви, как гирлянды. Цепи висели не постоянно, а по большим праздникам. Для отдельных светильников цепи иногда крепили в свод, а не между стенами”. Такие светильники и сейчас можно встретить в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Образ и форма светильников в значительной степени определяются его предназначением и местоположением.
Семисвечник
Особое место в ряду светильников занимает семисвечник. Он занимает важнейшее место в храме — за престолом в алтаре. Не совсем известно, как и когда этот предмет вошел в церковный обиход. Древнейший его прототип описан в Ветхом Завете, при устройстве Скинии Моисея. Семь звезд в Апокалипсисе означают семь Ангелов семи церквей, а семь светильников — семь церквей, семь духов Божиих (Откр. 1:20, 4:5). Семь светильников горят перед престолом Вседержителя. Так объясняется число светильников в семисвечнике. Для семисвечника также характерна форма стилизованного дерева. Помещаемый за престолом в алтаре, то есть в самом центре церкви, в сердце ее микрокосмоса, этот светильник символизирует мировое древо жизни, которое росло в центре ветхозаветного Рая.
Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств; крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение.
Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.
Семисвечник также означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).
Напольные светильники
Напольные подсвечники видом своим вызывают в воображении пылающий неугасимым пламенем куст — “неопалимую купину”, или огненный столп, водивший народ Израиля по пустыне. Самые древние напольные светильники имели, по описанию автора “Истории русской церкви” Е. Голубинского, такой вид: “Подстава внизу в виде вскинутого блюдца, блюда для свеч были значительно менее нынешних и стволы их, состоящие из перемежающихся соединительных трубок и яблок, были одной толщины по всей своей длине”. Современные светильники более сложные по форме: их основание похоже на витую колонну или ствол дерева, иногда перевитый гроздьями винограда, блюдо для свеч тоже богато декорируется. Формы таких подсвечников также символизируют ангельские силы (“дыньки” и другие “плоды добрые”, виноград, спиральные фигуры, ажурное “оперение”, уступчатые карнизы и основания — все это образные указания на ангельское воинство и его иерархию).
Существует еще один вид напольных церковных светильников, очень древний — так называемая “тощая свеча”, или “вощаница”, напоминающая поставленный на торец цилиндр, украшенный богатой росписью, фантастическими травами, изображениями святых. Тощие свечи делаются из жести или из дерева, хотя первоначально изготавливались из воска (отсюда и произошло их название). Встречаются они нечасто, но в середине 19 — начале 20 веков разрабатывались для интерьеров многих известных церквей, таких, например, как Храм Христа Спасителя в Москве.
Паникадило и поликандило
“Настольная книга священнослужителя” трактует паникадило как символ “собрания, созвездия людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных oгнем веры, горящих огнем любви к Богу…”. Симеон Солунский “свечи в хоросе уподобляет звездам, а самый круг, где поставлены свечи, называет твердию”.
Паникадило
По другой версии, “те свечи, кои располагаются на лампаде правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а самые круги изображают как бы колеса этой колесницы…”. (Колеса колесницы уместно сравнить здесь с Престолами, которые изображаются на иконах в виде крылатых колес, исполненных очей). Кроме того, паникадило на тринадцать свечей может обозначать двенадцать апостолов и Иисуса — в таком случае одна свеча располагается в центре и выше остальных.
Церковные паникадила могут быть одно- и многоярусными. Ярусные паникадила — яркое олицетворение иерархичности горнего мира, указание на “стройный и постоянный порядок на небесах”. Если круг паникадила сопоставить с небесной твердью, то несколько вертикальных рядов кругов будут обозначать несколько уровней небес или несколько чинов существ, их населяющих. Если же сопоставить его с собранием воцерковленных людей, то ярусы будут символизировать ступени человеческого совершенствования. Число ярусов может быть разным: три, пять, семь, девять, двенадцать. Нет установленного количества ярусов для всех паникадил — так же, как “нет и точного количества чинов небесных существ, а сколько их — в точности знает это один Бог, виновник их иерархии”.
Самые древние паникадила называют “хоросами”. Они выглядят как металлическое или деревянное “колесо”, подвешенное на цепях к куполу храма. По окружности “колеса” ставятся лампады или свечи.
Хорос
Однако нам более знаком другой тип паникадила, появившийся в России не так давно, в 17 веке, и с тех пор прочно закрепившийся в церковном обиходе. Их и называют собственно “паникадилами”. Иногда различают названия “паникадило” и “поликандило”. Поликандила имеют от 7 до 12 светильников и обычно устраиваются в боковых приделах (или небольших церквях), паникадила имеют более 12 светильников и располагаются в центральном подкупольном пространстве.
Поликандило
Этот светильник с расходящимися от центрального стержня кронштейнами в виде растительных побегов, на которых крепятся свечи, завершается массивным металлическим “яблоком”. Формой своей паникадило немного напоминает дерево. “Древовидная” структура есть образ древа жизни и неопалимой купины. Металлическое “яблоко” символизирует щедрые плоды небесной мудрости и благодати. В архитектуре храмов тоже встречается сходный похожий элемент, который называется “гирька”. Он применяется в оформлении арок и наличников многих церквей как знак благословения и обетования духовных плодов, получаемых в доме Божием. “Золотое яблоко”, растущее под пышными ветвями паникадила, можно трактовать и иначе — как небесную сферу, прорастающую побегами божественного света, энергии, высшего знания. Таким образом, церковное паникадило несет в себе характеристики трех высших ангельских чинов: Серафимов, как существ “пламенеющих, или горящих”; Херувимов, как имеющих свойство “обилия познания, или излияния мудрости”; и Престолов, способных “постоянно возвышаться над всем дольним, премирно стремиться в горние…”.
Лампада
Особый тип церковных светильников — лампады, которые, подобно звездам в небе, во множестве сияют в церковной полутьме.
Неслучайно перед иконами ставятся сразу два источника света: подсвечник с восковыми свечами и лампада с горящим елеем (оливковым маслом). Воск “как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения…”, а елей “является знамением милости Божией людям, …знамением духовных истин”. Так перед иконой происходит символическая встреча, диалог Небесного Отца и его паствы.
Лампада на кронштейне
Лампада настенная
Лампада настольная
Лампада подвесная
Дикирий и Трикирий
Дикирий (греч. ???????? — «двусвечник») и Трикирий (греч. ???????? — «трёхсвечник») — принадлежности архиерейского богослужения в Православной церкви. Данные предметы появились в богослужебном употреблении в IV-V веках. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Иногда такое право предоставляется архимандритам некоторых монастырей.
Дикирий — подсвечник для двух свечей, а трикирий — для трёх. Согласно литургическим толкованиям две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа, а три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Между свечами дикирия помещают изображение креста, как указание на крестную жертву Спасителя, на трикирии такого не делают, так как, по учению церкви, крестный подвиг был совершён только Богом Сыном.
Свечи, помещаемые в дикириях и трикириях, называются двухплетёные, трехплетёные, осеняльные или осеняльники.
Свеча ослопная (диаконовская)
Свеча ослопная (диаконская) (от слав: ослоп, жердь, стяг) — церковная свеча, выносимая церковнослужителями или диаконами в руках во время богослужения: выходов, большого и малого, чтения Евангелия на литургии, и во время каждений диаконом на всенощном бдении.
Придя в храм, еще раз взгляните вокруг себя: в сиянии светильников оживают лики икон, мягко мерцает позолота, воздух от горящего воска становится сладким и пряным. Перед вами раскрываются образы красоты Горнего мира…
По материалам сайтов: