Овладение Константинополем и проливами, открывающими выход в Средиземное море, было id?e fix русской внешней политики на протяжении полутора веков, от Екатерины II и до Милюкова, министра иностранных дел Временного правительства. Стратегическое значение Константинополя (Стамбула) соединялось с его религиозным значением как центра восточного христианства и бывшей столицы Восточной римской (Византийской) империи. Изгнание мусульман-турок из Константинополя и водружение креста на Святой Софии рассматривалось как историческая миссия России. В ход шли пророчества византийского императора Льва Премудрого о «народе русых», которые должны овладеть Константинополем и утвердиться в нем. Это пророчество приводится, в частности, в повести о взятии Царьграда Нестора-Искандера: «русии же род с прежде создательными (т.е. создателями Царьграда) всего Измаила победят и Седмахолмаго (т.е. Царьград) приимуть с прежде законными его, и в нем воцарятся…»
Щит Олега на вратах Царьграда и крест на Святой Софии – два образа, прочно вошедших в русскую историю. Хотя Олег, в действительности, не прибивал щита к Золотым воротам Константинополя, а крест (уже изготовленный) так и не удалось водрузить на место.
Храм Святой Софии (греч. ???? ?????, Айя-София) в Константинополе – выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры. Он был построен в 532 — 537 гг. при императоре Юстиниане малоазийскими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета на месте старой базилики времен императора Константина Великого (IV в.). Посвящен храм Софии – Премудрости Божией.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире – вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55 метров, диаметр купола 33 метра.
В плане собор представляет собой крест 70х50 м. Это трехнефная базилика с куполом в центре. Купол покоится на «световом» барабане с 40 окнами, через которые струится солнечный свет, благодаря чему купол кажется невесомым, парящим в воздухе. По словам Прокопия Кесарийского, казалось, что купол не опирался на твердое основание, а как будто подвешенный на золотых цепях, спускался с небес.
Эта кажущаяся легкость огромного купола обеспечивается путем умелого распределения давления на несущие конструкции. Купол опирается на паруса, которые поддерживают четыре мощных столба; с востока и запада к куполу примыкают два больших полукупола, которые, в свою очередь, передают распор меньшим экседрам; с севера и юга купол опирается на арки с очень широким пролетом.
Опорами арок служат разноцветные колонны из желтого и зеленого мрамора, красного порфира и гранита, ранее украшавшие различные языческие храмы. Восемь больших колонн из красного порфира привезены из Рима, а восемь колонн из гладкого зеленого мрамора, доставленные из Малой Азии, раньше принадлежали храму богини Артемиды Эфесской, считавшемуся одним из семи чудес света. (По другим данным, эти колонны происходят из храмового комплекса в Баальбеке в Сирии). Доставленные из разных стран колонны Святой Софии символизировали торжество христианской религии над язычеством. На капителях колонн, покрытых ажурной каменной резьбой, можно увидеть монограммы императора Юстиниана.
Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. Стены собора были покрыты мозаиками из смальты (непрозрачного цветного стекла) на золотом фоне. Одна из мозаик изображает императора Юстиниана, стоящего перед Христом с моделью храма Св. Софии в руках.
В известном стихотворении Осипа Мандельштама «Айя-София» (1912) довольно точно описан архитектурный облик храма Св. Софии и производимое им впечатление.
Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Святая София была главным храмом восточно-христианского мира до завоевания Константинополя турками в 1453 году. Турки превратили собор в мечеть: крест над куполом заменили полумесяцем, пристроили четыре минарета, укрепили стены контрфорсами. Может показаться странным, что турки не стали уничтожать великолепные фрески и мозаики, а лишь покрыли их сверху штукатуркой, да и то не сразу: многие из них видел и зарисовал французский путешественник Грело в 1675 году.
В 1934 году, по указу Кемаля Ататюрка, Святая София перестала функционировать как мечеть, а в 1935 году стала музеем. Фрески и мозаики были расчищены от покрывавшей их штукатурки и отреставрированы.
Храм Святой Софии. (Компьютерная реконструкция)
На купол Св. Софии помещен крест, убраны угловые минареты. Однако художник оставил пристройки, возведенные турками, подпирающие стены здания.
Айя-София. Современный вид.
Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом. Мозаика. 1028-1048 гг.
Император Лев IV (886-912) перед Иисусом Христом.
Император Иоанн II (1118-1143) и императрица Мария перед Богоматерью с младенцем Иисусом.
Источник: http://sarmata.livejournal.com/117624.html