Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в День народного единства, совпадающий с церковным праздником Казанской иконы Божией Матери, совершит Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, освятит отреставрированную надвратную икону на Никольской башне Кремля и откроет девятую выставку-форум «Православная Русь» в Манеже, сообщила пресс-служба предстоятеля.
Казанская икона и День народного единства
День народного единства не случайно совпадает с церковным праздником в честь одной из самых почитаемых в России святынь — Казанской иконы Божией Матери. Список с чудотворной иконы, хранящийся сегодня в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, был прислан в народное ополчение Минина и Пожарского перед тем, как они освободили Москву от польских интервентов.
Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского 4 ноября 1612 года штурмом взяли Китай-город и освободили Москву от поляков. В память об освобождении первопрестольной Церковь установила в этот день ежегодные торжества в честь Казанского образа, а на Красной площади был возведен Казанский собор, разрушенный в 30-е годы 20 века и первым восстановленный в столице в 1990-е годы.
Икону нашли в 1579 году в Казани. По преданию, после пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города, Богоматерь явилась девятилетней девочке Матроне и указала место на пепелище, где находится Ее образ.
Явление иконы сопровождалось «многими чудотворениями». Царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который поместили чудотворный образ. С него начали писать копии, которые тоже прославились чудотворениями. Список Казанской иконы, который, по преданию, принес победу ополченцам 1612 года, ныне хранится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.
Еще один список иконы, датируемый 18 веком и богато украшенный окладом с драгоценным камнями, после революции был продан за рубеж и с 1981 года хранился в покоях Папы Римского Иоанна Павла Второго. В 2004 году он был возвращен в Москву и летом 2005 года предстоятель РПЦ привез его в Казанскую епархию, которая отмечала свое 450-летие. Теперь этот список хранится в Благовещенском монастыре в бронированном позолоченном киоте под наблюдением 13 видеокамер.
Свидетелем чудотворений иконы был казанский священник Гермоген, который потом стал патриархом Московским и всея Руси, священномучеником. Годы патриаршества святителя Гермогена — с 1606 по 1612 годы — пришлись на Смутное время, период лжецарей, Семибоярщины, предательств, интервенций, массовых народных волнений. Патриарх боролся за политическую и религиозную независимость государства, стремился поддерживать власть законного монарха, в то время Василия Шуйского, и порядок среди населения.
В 1610 году бояре-заговорщики низложили Шуйского, пригласили на русский престол польского королевича и впустили польское войско в Москву. Тогда патриарх Гермоген в устных проповедях и письменных воззваниях к москвичам, нижегородцам, жителям владимиро-суздальских земель стал призывать народ встать на защиту православия и изгнать захватчиков из Москвы. За это интервенты и их сторонники среди русских низложили патриарха и заточили его в темницу Чудова монастыря, где морили голодом. Скончался святитель Гермоген за восемь месяцев до освобождения первопрестольной нижегородскими ополченцами.
День народного единства 4 ноября впервые отмечался в России в 2005 году. Праздник был установлен федеральным законом от 30 декабря 2004 года по инициативе Межрелигиозного совета России, объединяющего лидеров православия, ислама, иудаизма и буддизма.
Надвратная икона Никольской башни
Как сообщил РИА Новости представитель Фонд Андрея Первозванного (ФАП), организовавшего восстановление замурованных в советское время кремлевских икон, освящение иконы Николы Можайского на Никольской башне приурочено к празднику народного единства, потому что народное ополчение во главе с Пожарским и Мининым вступило в Кремль именно через ворота Никольской и Спасской башен.
«На Никольской башне сохранилась фреска, относящаяся к концу 15 — началу 16 веков. В лекциях известного искусствоведа Игоря Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы в октябре 1917 года была предпринята реставрация этого изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу 15 или началу 16 веков», — отметил представитель ФАП.
Российская общественность не раз поднимала вопрос о возвращении икон на башни Кремля, в частности, иконы Спасителя — на Спасскую башню и иконы Николая Чудотворца — на Никольскую. В 2007 году с инициативой восстановления икон выступил Фонд Андрея Первозванного, ее поддержали президент и патриарх.
Идею вернуть Кремлю надвратные иконы подал епископ Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) Михаил, в то время епископ Бостонский, а ныне — Женевский и Западно-Европейский. Произошло это еще в 2004 году, когда РПЦЗ поставила в качестве одного из условий воссоединения с Московским патриархатом восстановление надвратных икон и двуглавых орлов на башнях Кремля.
Владыка Михаил предоставил фонду фотографию иконы святителя Николая Можайского на Никольской башне. Снимок, сделанный после обстрела кремлевских башен в октябре 1917 года, был передан патриархом Тихоном адмиралу Александру Колчаку. Руководство ФАП считает «глубоко символичным», что открытие икон на башнях Кремля начато в год 90-летия «исхода Русской армии из Крыма».
По словам председателя попечительского совета ФАП, президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, цель реставрации заштукатуренных надвратных образов — «содействовать тому, чтобы исторический образ Кремля был воссоздан, и образцы духовного наследия народа вновь возникли на кремлевских башнях и в нашей жизни».
Для изучения возможности восстановления икон при фонде создали специальную группу, которую возглавил Владимир Якунин. Работы были начаты со Спасской и Никольской башен, потому что именно на них специалисты считали наиболее вероятным обнаружить сохранившиеся под слоем штукатурки иконы. Документально подтвержденных данных о том, что они уничтожены, не было.
С 23 по 27 апреля 2010 года специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления сделали зондажи в киотах Спасской и Никольской башен со стороны Красной площади, в результате которых под штукатуркой открылись иконописные изображения (на Спасской башне — Спасителя с преподобными Сергием и Варлаамом, на Никольской — святителя Николая).
Собственно реставрационные работы начались 29 июня на Спасской башне и 5 июля на Никольской. 28 августа 2010 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии президента России Дмитрия Медведева освятил отреставрированную икону Спасителя на Спасской башне Кремля.
Точно неизвестно, когда иконы на кремлевских башнях были замурованы. Одно из экспертных предположений — что они были закрыты сеткой, а затем штукатуркой в 1937 году в связи с празднованием юбилея установления советской власти.
«Православная Русь»
«Православная Русь — к Дню народного единства» — это комбинация форматов выставки и форума. С одной стороны, это выставка, на которой представлены общественные организации и епархии. С другой стороны, это интеллектуальная площадка, где обсуждаются животрепещущие вопросы церковной жизни. Это очень удачный формат», — считает председатель информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда.
Девятая выставка-форум, по его словам, посвящена теме «Народы-победители: вместе в истории, вместе в будущем». Главной святыней, представленной на основной площадке форума в «Манеже», в этом году станет чудотворная Жировицкая икона Божией Матери, которую привезут из Белоруссии для поклонения верующих в российской столице.
«В день открытия выставки-форума (4 ноября) в 11.30 перед иконой в «Манеже» будет совершен молебен», — отметил Легойда.
Икона Богородицы, получившая название Жировицкой, была обнаружена в 1470 году в местечке Жировицы Гродненского края. Как гласит предание, небольшой, но ярко сиявший чудотворный образ на грушевом дереве увидели пастухи. В честь обретения иконы был построен храм, который около 1560 года сгорел. Но на камне у сгоревшего храма дети увидели «деву необыкновенной красоты в лучезарном сиянии», с иконой в руках, а когда на место пришли взрослые, то обнаружили на камне у зажженной свечи Жировицкую икону.
В ознаменование нового чудесного явления образа Богородицы основали Жировицкий монастырь. В 1613 году обитель захватили католики, они тоже чтили хранившуюся в нем Жировицкую икону. В 1839 году монастырь вновь, причем первым в западнорусском крае, стал православным.
Во время Первой мировой войны Жировицкую икону перевезли в Москву, а в начале 1920-х годов вернули в обитель. С тех пор икона постоянно находится в Успенском соборе Жировицкого монастыря Минской епархии и глубоко почитается за помощь по молитвам перед ней в болезнях и житейских нуждах. По размерам (5,7 на 4,1 на 0,8 сантиметра) этот образ — самый маленький из почитаемых богородичных икон. Он представляет собой овал из яшмы с изображением Богородицы с Младенцем на руках (иконографический тип «Умиление»).
Принесение святынь и чудотворных икон на выставку-форум «Православная Русь» стало традицией. В прошлом году в «Манеже» в дни выставки можно было увидеть Почаевскую икону Божией Матери, связанную с Почаевской лаврой на Украине.
«Православная Русь», по словам организаторов, — «комплексное мероприятие», включающее ряд экспозиций, деловую и культурно-просветительскую программы, фестивали и конкурсы. Экспозиции отражают многообразие деятельности РПЦ, развитие иконописи и издательского дела, народных промыслов, проекты Церкви, государства, общества и бизнеса в области социального служения, милосердия, поддержки молодежи, духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Президент выставочного объединения «РЕСТЭК», организующего выставку-форум совместно с Московской патриархией, Сергей Трофимов особо выделил экспозиции о 20-летии возрождения и перспективах развития Соловецкого монастыря, о реставрации Морского собора Кронштадта, о казачестве.
Кроме того, Трофимов отметил важность выставок, посвященных Дню семьи, любви и верности, 90-летию исхода Русской армии из Крыма, зарубежным визитам и пастырским поездкам по епархиям патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
«В рамках выставки-форума «Православная Русь» состоятся встречи Святейшего патриарха Кирилла с лауреатами и участниками международных, всероссийских конкурсов детского и юношеского творчества, с организаторами и участниками восстановления надвратных икон на Спасской и Никольской башнях Кремля», — отметил Трофимов.
К открытию «Православной Руси» приурочен конкурс «Просвещение через книгу», цель которого — «объединить усилия церковных и светских издательств по выявлению и приумножению печатных изданий и аудио-программ, соответствующих высоким нравственным идеалам духовно-патриотического воспитания читательской аудитории». В «Манеже» состоятся встречи с участниками конкурса — авторами и издателями.
Специальная программа «Задайте вопрос священнику» позволит расширить рамки общения мирян с духовенством и будет реализована в форме свободного общения священнослужителей с аудиторией.
На различных концертных площадках Москвы 4-8 ноября пройдет музыкальный фестиваль, объединяющий классические и современные произведения, авторскую песню, признанных авторов и исполнителей и молодежное творчество.
В Киноцентре на Красной Пресне в эти же дни будет проходить кинофестиваль «Лучезарный ангел», под девизом «Доброе кино возвращается».
«По храмам Москвы были розданы бесплатные пригласительные билеты. Для остальных посетителей вход платный, но стоимость мы не повышаем в течение многих лет, билет стоит традиционно 50 рублей», — отметил Трофимов.
По его словам, в течение пяти дней работы выставки-форума в «Манеже» смогут побывать 50-70 тысяч человек.