Оформление колоколов в России, даже на первых стадиях развития литейного дела, зависело от законов построения колокольного орнамента как такового, а также от господствующего стиля своей эпохи.

На ранних этапах колокола, отлитые русскими литейщиками, были украшены довольно лаконично. Украшениями для них служили один или два валика, которые опоясывали колокол. Большая часть поверхности колоколов оставалась гладкой.

Колокол «Немчин» Колокольня Иван Великий Московского Кремля. Второй ярус

В XV веке на колоколах стали располагать рельефные вкладные надписи, выполненные в той или иной степени искусно.

Например на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи с именем мастера-литейщика или текстом молитвы. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, цитаты богослужебных текстов, исторические сведения, указывающие повод вклада.

В XVI столетии к надписям часто добавляли простой и выразительный орнамент. Например, на колоколах отлитых в Москве, это могли быть переплетенные дуги с тройными бусинами, а колокола, отлитые в Новгороде и Пскове, украшали орнаментом из вьющихся растений с изображениями фантастических животных.

Колокол «Реут». Мастер Андрей Чохов Успенская звонница Московского Кремля

Новгород. Музей в Угличе

Фрагмент колокола

В XVI веке великое княжество Московское, ставшее в 1547 году Российским царством, расширяется и крепнет. Новый титул обязывал государя заботиться о благоукрашении столицы. Известно, что при царе Иване Васильевиче было построено более 60 церквей и 40 монастырей.

Художественному оформлению колоколов в это время уделялось особое внимание. Профили русских колоколов XVI века весьма различны: от вытянутых до широких, приземистых, с нижним диаметром большим, чем общая высота колокола с ушами. В этот период мастера-литейщики нередко украшают сам колокол и его уши нарядным травным орнаментом. Особенно часто это явление на псковских колоколах.

Классикой русского колокололитейного искусства, бесспорно, стал век XVII, когда русские мастера вырабатывают свой колокольный профиль, который просуществовал до начала XX столетия с небольшими изменениями. Для него характерно гармоничное сочетание высоты и диаметра, а также плавные, словно текущие очертания с мягкими изгибами профиля.

В орнаментальный ряд, помимо надписей, вошли классические колокольные элементы декора: готические трилистники, плавные виньетки в арабском стиле (получившие название «арабески»), бусины жемчужника. Верхний и нижний пояса колокола стали ограничивать рельефными поясками: верхний пояс сверху и снизу отделялся сплошным одинарным или двойным пояском, нижний пояс был ограничен сверху многосоставным рельефным пояском, а снизу — одинарным или двойным сплошным пояском. Над и под верхним поясом колокола иногда помещали рельефные изображения Сил Небесных: Херувимов и Серафимов (часто с надписаниями). Верхний пояс колокола иногда стали прерывать киотообразным клеймом с изображением Голгофского Креста. В верхнем поясе колокола также иногда располагали «сплошные» орнаменты, заимствованные у немецких и итальянских литейщиков: всевозможные птичьи и львиные головы в окружении переплетенных и завитых трав и цветов.

Мастера XVII века удивительно чувствовали красоту профиля колоколов. Они старались не перегружать их чрезмерно пышными и высокорельефными украшениями. Основными в оформлении колоколов остаются поперечные орнаментальные пояски, валики, травные орнаменты и надписи. Поля колоколов мастера оставляют пустыми. Украшения располагаются вверху колоколов между верхними поясками или в самом низу, на валу — самой толстой части колоколов, где они меньше всего могут влиять на звук.

Колокол 1677 года. Мастера Василий и Яков Леонтьевы Отлит для звонницы собора Святой Софии в Новгороде Великом
В настоящее время стоит на постаменте возле звонницы

Изображение херувимов на колоколе 1677 года Мастера Василий и Яков Леонтьевы

Колокол 1677 года. Фрагмент орнамента

Колокол «Сысой». 1688 год. Фрагмент орнамента. Мастер Флор Терентьев
Большая звонница Успенского собора в Ростове Великом

С середины XVII века новизна требований, присущая Царским и Патриаршим колокольным заказам, заставляла мастеров искать новые изобразительные и декоративные формы. Известно, что во времена Патриарха Никона на колоколах начали отливать рельефные скульптурные изображения в полный рост, один из колоколов Никоновского периода сохранился в Новоиерусалимском монастыре.

В конце XVII — начале XVIII века, с увеличением круга заказчиков, запросы к оформлению колоколов стали более разнообразными. С этого времени и до XIX столетия на колоколах появлялись рельефные, крупные изображения всевозможных икон. Литейщики все больше и больше отступали от классических законов расположения декора. Зачастую изображения отливали в чрезмерно высоком рельефе. Иконы и портреты, обрамленные затейливыми картушами, располагали и на полях колоколов, что, безусловно, пагубно отражалось на колокольном звучании.

В общей сложности, все оформление колоколов можно разделить на:

  • горизонтальные пояски или бороздки, исполненные в модели или открученные на фальшколоколе при помощи доски-лекала
  • орнаментальные фризы (растительные или геометрические)
  • надписи, выполненные выпукло в литье, гравированные, или их сочетание
  • рельефноисполненные иконы Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.

Колокол. Конец XIX века. Завод Оловянишниковых Звонница Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Сохранившийся колокол храма Христа Спасителя. XIX век. Отлит на заводе П.Н. Финляндского в Москве
Находится на кололокольне Троице-Сергиевой Лавры

Благовестный колокол Соловецкого монастыря. 1860 год
Отлит на заводе С.Д. Чарышникова в Ярославле

По материалам сайтов:

http://www.magister.msk.ru/

http://dic.academic.ru

http://www.zvon.ru

http://romanov-murman.narod.ru/

http://vipbells.ru