В последнее время в связи с обсуждением закона о преподавании основ православной культуры появилось много высказываний о «чисто светском образовании в Европе» и призывы «следовать европейскому опыту». Подобные высказывания основаны на незнании ситуации. Надеемся, что эта публикация поможет рассеять это заблуждение.

Право на религиозное образование в государственных и муниципальных (светских, внецерковных) образовательных учреждениях является составной частью базового права на получение образования в соответствии со своей национально-культурной идентичностью.
Вопрос реализации прав граждан на получение образования в соответствии со своими убеждениями, в том числе посредством религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, во многих зарубежных государствах решен положительно. При соблюдении светского характера государства и образования и отделения религиозных объединений от государства, в государственных и муниципальных общеобразовательных школах и в вузах многих западноевропейских стран преподаются предметы религиозного образования. Причем это является основанной на законе практикой, реализующей, прежде всего, права родителей на выбор получаемого их детьми воспитания и образования.

Религиозное образование организуется и контролируется религиозными общинами, которые берут на себя подготовку и отбор преподавателей, определение программ и апробацию учебников (Австрия, Бельгия, Кипр, Испания, Греция, Мальта, Польша, Португалия, Чешская Республика). В некоторых странах (например, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Германия, Финляндия) государство и религиозные общины сотрудничают в различных вышеупомянутых задачах. В этом случае преподаватели религии нуждаются в сертификате пригодности, выдаваемом религиозными общинами (Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Чешская Республика, Словакия). Чаще всего это религиозное конфессиональное обучение факультативно или по выбору. Если оно обязательно, то от него в основном можно освободиться (Германия, Австрия, Кипр, Финляндия, Греция, Мальта, Словакия). Конфессиональное обучение религии с организационной и экономической точки зрения поддерживается государством (которое берет на себя оплату труда преподавателей, предоставление помещений и учебного времени, и т.д.). Следует отметить, что эта поддержка государства избирательна и что только некоторые религии могут преподаваться, поэтому существуют критерии отбора.

Условием для организации группы конфессионального обучения в светской государственной школе является:
— наличие у данной конфессии официального права на ведение образовательной деятельности (или конкордата с государством);
— наличие определенного минимума желающих обучаться. Минимальное количество учащихся в группе обычно устанавливается в пределах 7–13 человек (в Польше – 7, Германии – 8–12, Австрии – 10, Болгарии – 13).

Условно можно выделить следующие представленные в европейских странах подходы в преподавании в государственных школах знаний о религии.

1. В школах официально (конституционно, специальным законом, на основе положений заключенного между государством и конкретной религиозной организацией договора, распоряжением органа управления образованием) введен и реализуется самими школами учебный курс религиозного образования: от курса обучения религии (учебные предметы «Закон Божий», «Коран» или аналоги) до обязательного для всех учащихся религиозно-культурологического курса. Предоставляется возможность замены данного курса на альтернативный учебный курс иной конфессиональной направленности или этический курс нерелигиозной направленности. В качестве примеров можно привести Германию, Швейцарию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Испанию, Италию, Ирландию, Румынию, Польшу, Эстонию. Религиозное образование финансируется государством и может осуществляться как штатными преподавателями, так и специалистами, которых светская администрация образовательного учреждения или органа управления образованием выбирает из списка кандидатов, представленных религиозной организацией (Испания, Италия). . Религиозное образование финансируется государством и может осуществляться как штатными преподавателями, так и специалистами, которых светская администрация образовательного учреждения или органа управления образованием выбирает из списка кандидатов, представленных религиозной организацией (Испания, Италия).

2. Преподавание знаний о религиях осуществляется преимущественно в рамках обязательных гуманитарных курсов (исторические, литературоведческие, обществоведческие и языковедческие дисциплины, география, философия). Обучение религиозными организациями учащихся государственных школ религии («Закон Божий» и аналоги) разрешается в специально выделенный день вне рамок обязательной образовательной программы, утвержденной государством, иногда – и вне государственных школ. В качестве примера можно привести Францию (за исключением Эльзаса и Мозеля) и Венгрию. Но и в этих странах обсуждается возможность введения отдельного курса углубленного изучения культуры религии, не направленного на катехизацию или воцерковление (или иной аналогичный этому результат в нехристианских религиях), на вовлечение учащихся в религиозные объединения, то есть по типу, указанному в пункте 1 выше.

Рассмотрим вкратце опыт конкретных европейских стран.

Австрия.

Религиозное образование урегулировано законами Австрии 1949 и 1988 гг., а также Конкордатом от 1962 г. Религиозное образование является обязательным (с возможностью освобождения от него для отдельных учащихся в установленном порядке), организуется и контролируется религиозными общинами, которые берут на себя подготовку, отбор и сертификацию преподавателей, определение программ и апробацию учебников.


Бельгия.

В соответствии с § 1 статьи 24 Конституции Бельгии от 17.02.1994 (с послед. изменениями), государственные школы предоставляют вплоть до окончания обязательного школьного обучения выбор между одной из признанных религий и преподаванием нерелигиозной морали. § 3 этой же статьи устанавливает, что все учащиеся, подлежащие обязательному школьному обучению, имеют право на духовное и религиозное обучение за счет муниципалитета

Согласно указанным конституционным нормам и положениям Закона о школьном договоре от 29.05.1959, в государственных школах установлен вариативный курс, позволяющий выбрать одну из следующих форм:

• религиозное образование («обучение религиозной морали») в рамках одной из шести признанных религий, на начальном и среднем уровнях школьного обучения;

• курс изучения нерелигиозной морали (является частью учебного курса, носящего название «философский», в то время как обучение философии в узком смысле не фигурирует в программе среднего образования в Бельгии). При этом содержание указанного курса все равно контролируется признанными государством религиями.

Выбор одной из указанных форм обязателен.

Великобритания.

Большинство школ имеют на своей территории имеют небольшую часовню (Англиканской или Католической церкви), где учащиеся посещают службу два-три раза в неделю. Дети, выражающие принадлежность к другой религии (ислам, иудаизм и др.) могут быть освобождены от посещения христианских служб, однако атеисты и агностики не освобождаются от таких мероприятий. Школы придерживаются мнения, что церковные службы и уроки «Закона Божьего» формируют в детях моральные ценности.

Закон от 1944 г. сделал обязательным для школ, получающих государственные субсидии, реализацию официально установленных программ религиозного образования. Каждый местный комитет по образованию должен был созвать Комиссию по программам, состоящую из четырех подкомиссий. Две из них представляли интересы религиозных организаций (Англиканская церковь и «другие вероисповедания»).

Германия.

Уроки религиозного образования в государственных и муниципальных школах обязательны и равноценны другим школьным предметам. Христианское религиозное образование входит в официальные программы, часто под контролем церкви, а оценки, полученные по религиозным предметам, учитываются при переводе в старшие классы. Правовые нормы части 3 статьи 7 и статьи 4 Основного Закона ФРГ гарантируют свободу совести в образовании, обеспечивая главное требование светскости государства и образования – добровольность.. Правовые нормы части 3 статьи 7 и статьи 4 Основного Закона ФРГ гарантируют свободу совести в образовании, обеспечивая главное требование светскости государства и образования – добровольность.

Дания.

«Закон Божий» не преподается, но на каждой ступени государственной школы преподается (с 1976 г. не являющийся обязательным) курс «христианских знаний», являющийся образовательным предметом на всех уровнях учебной системы., являющийся образовательным предметом на всех уровнях учебной системы.

Религиозное образование может дополняться в средних школах курсом истории религий (знания об основных религиях Дании, в том числе об одной или двух нехристианских религиях, о религиозных и нерелигиозных концепциях жизни). Программы религиозного образования контролируются Парламентом, а не церквями, представляя собой результат взаимодействия Министерства народного образования и ассоциации преподавателей.

Испания.

В школах курс религиозного образования преподается преподавателями, которые назначаются из числа кандидатур, представленных Католической церковью, и которые получают зарплату от государства. Действуют официальные документы, утверждающие программы католического религиозного образования, соответствующие начальному образованию, обязательному среднему образованию и степени бакалавра и, для детского сада. Для каждого уровня обучения устанавливаются цели, содержание и критерии выставления оценок.

Ратификационная грамота от 04.12.1979 Конкордата от 03.01.1979 между Испанским государством и Ватиканом, касающегося образования и культурной деятельности установила общие условия религиозного образования в светской школе: установила общие условия религиозного образования в светской школе:

Италия.

Религиозное образование повсеместно реализуется в государственных школах. Если родители не хотят, чтобы их дети посещали уроки религиозного образования, они вправе отказаться, написав соответствующее заявление. В случае необходимости родители учащихся из некатолических семей могут просить предоставить их детям школьное помещение для религиозного обучения своих детей в рамках своей религии.

Польша.

Часть 4 статьи 53 Конституции Республики Польши: «Религия церкви или иного вероисповедного союза с урегулированным правовым положением может быть учебным предметом в школе, причем не может нарушаться свобода совести и религии других лиц».

Статья 12.1 Закона Республики Польши об образовании от 07.09.1991 устанавливает, что, признавая право родителей на религиозное воспитание детей, государственные школы начального образования организуют катехизическое обучение по просьбе родителей, государственные школы среднего образования – по желанию либо родителей, либо учащихся, учащиеся старше 18 лет сами решают вопрос о религиозном образовании.

В соответствии со статьей 12 Конкордата между Польшей и Ватиканом от 28.07.1993: «Что касается содержания образования и религиозного воспитания, учителя катехизических курсов находятся в ведении Церкви, а остальные вопросы урегулированы польским законодательством».

Португалия.
Учащийся вправе выбрать вместо курса религиозного образования (курс «Религия и мораль») курс нерелигиозной этики. Католическое религиозное образование сертифицируется церковью.
Рассматривается возможность расширения круга религий в реализации религиозного образования.

Франция.

Статья 2 Закона Франции от 09.12.1905 о разделении церквей и государства устанавливала, что Республика не покровительствует, не дает ни содержания, ни субвенций никакой религии. Однако предусматривала, что в бюджеты государства, департаментов и коммун могут быть включены расходы на функционирование капелланских служб и на обеспечение свободного исповедания религий в таких государственных учреждениях, как лицеи, колледжи и школы.

Статья L.141-3 Кодекса об образовании Франции устанавливает порядок реализации религиозного образования для обучающихся в государственных начальных школах: «В государственных начальных школах не учатся помимо воскресного дня еще один день в неделю, с тем, чтобы позволить родителям, если они того желают, дать своим детям религиозное образование за пределами школьного заведения». Речь идет об обучении религии («Закон Божий» и аналогичные курсы обучения религии). Статья L.141-4 уточняет, что такое «религиозное образование может даваться детям, записанным в государственные учреждения, только вне школьных часов».

Католическое религиозное образование реализовано примерно в 22% школ Франции.

В трех департаментах на востоке Франции – департаменты Верхний Рейн и Нижний Рейн (образующие Эльзас) и Мозель (в составе Лотарингии), которые в 1871–1918 гг. входили в состав Германии, сохранен в силе школьный статут, восходящий к Закону Фаллу от 1850 г. и включающий в учебное расписание включает предмет обучения религии («Закон Божий» и аналоги). В этих департаментах статус государственных религий сохраняется за Римской католической церковью, лютеранскими, реформатскими и иудаистскими религиозными организациями.

Поэтому в Эльзасе и Мозеле реализуется религиозное образование в светских школах – на выбор одной из 4 официально признанных государством религий.

Декрет Франции от 22 апреля 1960 г. конкретизировал вопросы обучения религии учащихся в лицеях, колледжах, национальных профессиональных школах, учебных центрах и, в основном, всех образовательных учреждениях второй ступени, а также начальных школах:

«Статья 3. Лицеи, колледжи, национальные профессиональные школы, учебные центры и, в основном, все образовательные учреждения второй ступени, за исключением интернатов, еще не обеспеченные службой капелланов, могут быть на это субсидированы, по просьбе родителей учащихся. Решение принимается ректором в условиях и согласно процедурам, которые будут определены правительственным постановлением. Если безопасность или здоровье учащихся это обосновывают, ректор может, после уведомления главы учреждения, разрешить капелланам давать религиозное образование внутри учреждений.

Статья 4. Уточнение: вне учебного времени.

Статья 5. В начальных школах, не включающих интернат, не предусмотрено капелланство. Обучение религии дается по желанию родителей, по четвергам или, за неимением возможности, в другой день, вне школьных помещений и вне учебного времени.

Статья 6. Кандидатуры школьных капелланов представляются на утверждение ректора руководством различных религиозных организаций.

Статья 8. Расходы по содержанию капелланств ложатся на родителей (семьи), при условии применения положений статьи 2 Закона от 9 декабря 1905 г. о разделении церквей и государства.»

К концу XX в. государство и общество во Франции пришли к парадоксальному для себя выводу о некоторых деградационных тенденциях в развитии национальной системы образования. Было установлено, что учащиеся частных католических и протестантских частных колледжей выпускаются гораздо более социально подготовленными к жизни во французском обществе и культурно более развитыми, чем учащиеся государственных школ. Выяснилось, что связано это, в немалой степени, с реализацией государством политики, направленной на изоляцию религиозных объединений от государственной системы образования и изъятие из культуры ее традиционной религиозной составляющей. О культурной деградации государственной системы образования как следствии попыток изъятия из культуры ее традиционной религиозной составляющей, о необходимости реализации принципа культуросообразности образования в государственных образовательных учреждениях, в том числе посредством преподавания гуманитарных учебных предметов на основе духовно-нравственных традиций и ценностей, сегодня во Франции говорят как высшие государственные чиновники (в частности, государственный советник Ж.-М. Белоржей; уполномоченный при Министре образования Франции Ж. Симон), так и видные ученые Франции, прежде всего – президент Высшей школы практических исследований, доктор Ж. Боберо.

Французское общество начало осознавать неполноценность преподавания в государственных образовательных учреждениях рафинированной культуры, полностью отделенной от всяких религиозных ценностей, уже начиная с 1980–1990 гг. Глубинные причины такого социального запроса анализировались в различных научных исследованиях и отчетах государственных чиновников от образования, к примеру – в отчете, подготовленном ректором Жутаром в 1989 г. И сегодня во Франции общество, в большинстве своем, одобряет идею расширения преподавания учебных предметов, касающихся религии, в государственной школе. Дискуссия идет относительно путей практической реализации этого. И сегодня во Франции общество, в большинстве своем, одобряет идею расширения преподавания учебных предметов, касающихся религии, в государственной школе. Дискуссия идет относительно путей практической реализации этого.

Именно понимания того, что принцип светскости во всех демократических государствах мира с самого начала отмежевался от воинственной антирелигиозной, атеистической идеологической пропаганды, так недостает тем, кто в Российском государстве сегодня реализует отношения между государством и религиозными объединениями. «Теперь пришло время перейти от некомпетентной светскости («религия нас не касается») к понимающей светскости («наш долг – ее понять»)».

Вместе с тем доклад Р. Дебрэй предостерегает от того, чтобы реализация религиозного образования не послужила замкнутости исключительно только лишь на собственной культуре, а также от нарушения принципов добровольности при выборе целевых учебных предметов религиозного образования в государственных школах.

По мнению Р. Дебрэя, просвещение должно заключаться в том, чтобы раскрыть молодые умы навстречу всем типам культуры и образа жизни, помогая молодым понять мир, в котором они живут, и то культурное наследство, за которое они ответственны. Только нахождение «золотой середины», оптимума, понимание недопустимости ухода в крайности поможет оживить национальную систему образования Франции: «Нам нужно пробивать себе путь в зависимости от обстоятельств настоящего дня, не впадая ни в какие крайности».

Вопрос о том, вообще нужно ли и можно ли преподавать знания о религии в светской школе, постепенно уходит в прошлое (разумеется, при соблюдении добровольности выбора). Необходимость интеграции школьников в национальную и мировую культуру уже не оспаривается. В Докладе «Образование: сокрытое сокровище» Международной комиссии по образованию для XXI века особо акцентируется важность преподавания в школе знаний о религии как залога будущей социальной гармонии: «Именно в школе следует разъяснять молодежи историческую, культурную и религиозную основу различных идеологий, с которыми они сталкиваются в обществе, в местах проживания или в классе. Эта разъяснительная работа, которую, возможно, следует вести с привлечением внешних специалистов, является весьма деликатной, поскольку она не должна оскорблять чувства учащихся…».

Ныне обсуждается вопрос, как и в каких формах может быть реализовано преподавания знаний о религии в школе. И здесь вышеописанный опыт достоин того, чтобы быть учтенным.

Источник: http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2521