Об экспертизе учебника «Общая биология 10-11 кл.» под редакцией академика РАН Ю.П.Алтухова

В ответ на публикацию об учебнике биологии хотелось бы выложить подлинную историю его создания. Наш оппонент как всегда наивно попытался отделить от правды фрагменты в надежде что получить другую, желаемую правду.Эта методика широко распространена сейчас в среде дарвинистов. Но! Не пройдет. Начнем с того, что по какой то причине отсутствуют данные о редакторе этого учебника. По всей видимости это сделано с целью создать у читателей впечатление, что учебник — дело рук малограмотных лаврских монахов. Но нам кажется, что имя редактора достойно того, чтобы его опубликовать. Это Заслуженный профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, лауреат Государственной премии РФ, академик Ю.П.Алтухов. 

Согласно действующему положению Министерства образования и науки, для того чтобы учебник можно было положить на школьные парты он должен пройти процедуру рецензирования и получить гриф «Допущено» или «Рекомендовано». Гриф этот присваивается на основании актов экспертизы, составляемых для Министерства Российской академией наук (РАН) и Российской академией образования (РАО). Казалось бы, создана надежная система, которая должна обеспечить высокий уровень учебников. Но, сдавая учебник на экспертизу (которая стоит около 70-80 тысяч рублей!), автор сталкивается с вопиющим произволом.

Группа биологов Московского Государственного Университета им М.В.Ломоносова во главе с академиком Ю.П.Алтуховым совместно со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой выпустили в свет новый учебник биологии для школьников («Общая биология 10-11 кл.», автор С.Ю.Вертьянов, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006), в котором впервые говорится о противоречивости и несостоятельности эволюционных гипотез. Мытарства, с которыми столкнулся автор учебника и издательство, безуспешно пытаясь уже третий год пройти процедуру грифования, весьма характеристичные для современной системы и заслуживают самого пристального внимания.

Рецензирование РАН

В 2005 году, рассмотрев рукопись учебника, РАН констатировала: «Структура учебника и последовательность предлагаемого школьникам материала разумны и логичны. Необходимо отметить, что учебник богат фактическим материалом, но не перегружен им, достижения современной науки в нем изложены ясно, с множеством примеров, книга хорошо иллюстрирована, легко читается, что, безусловно, облегчает понимание и запоминание материала». Касательно раздела об эволюции, в котором рассматривается гипотеза эволюции и показывается ее несостоятельность, а также дается идея сотворенности мира Богом, было сказано лишь: «В разделе, посвященном происхождению жизни, несмотря на критику многих, открытых наукой закономерностей, автор сравнительно полно излагает известные факты, привлекая, для этого самые современные данные биологии».
Казалось бы, при такой высокой оценке рецензия должны быть положительной, но… далее на четырех страницах перечисляются различные недочеты, и делается вывод: «учебник не соответствует современному состоянию биологической науки». Выявленные недочеты автор исправил в считанные дни, однако рассмотрение исправлений было отложено на будущий 2006 год со всеми дополнительными расходами на оплату нового дорогостоящего договора!


В 2006 году комиссия по учебникам РАН вынуждена была признать, что «автор тщательно проанализировал все замечания и сделал необходимые дополнения и исправления. С.Ю.Вертьяновым добротно, с учетом самых последних достижений науки рассмотрены вопросы молекулярной биологии, биохимии и генетики». Комиссия констатировала, что остались лишь «мелкие замечания».
Казалось бы, после такой тщательной доработки, основанной на результатах предыдущей экспертизы 2005 г., положительный ответ обеспечен, но… рецензия 2006 г. вдруг выявила, что «основной недостаток, отмеченный ранее, смешение биологии и теософии автору преодолеть не удалось». Но никакого такого недостатка рецензенты РАН в 2005 г. не обнаружили! Что это? Забывчивость или нежелание пропустить учебник в школу под любым предлогом? Получается, что рецензия 2005 г., за которую с автора была получена немалая сумма, не выявила «основной недостаток»? Что же рецензент назвал смешением с теософией (учения Сведенборга, Блаватской и т.д.)? Никакой теософии в учебнике, изданном Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, нет и быть не может, теософией рецензент по незнанию назвал идею сотворенности мира, которой придерживались практически все знаменитые биологи: Кювье, Линней, Бэр, Пастер, Мендель и сам Дарвин.
Рецензенты РАН поставили автору в вину, что в учебнике цитируется Библия (в Приложении), приводятся слова святых отцов о сотворении мира. Итоговый вывод, однако же, любопытен: «Справедливо подвергая критике некоторые материалистические концепции эволюции, теории происхождения жизни, теории появления человека, автор ушел в другую крайность – все сложные вопросы эволюции исключительно легко и иногда прямолинейно объясняются Святым Писанием». Выходит, нельзя «слишком легко» отказываться от эволюции и говорить о сотворенности мира, или надо это делать не слишком «прямолинейно»? Но РАН все же признала, что хотя учебник «нельзя рекомендовать в качестве базового учебника, но данная рукопись может быть опубликована в качестве учебного пособия».
В ответ на такой легковесный и неаргументированный отказ была направлена претензия за подписью редактора учебника академика РАН Ю.П.Алтухова. Тогда комиссия еще раз признала, что биологических ошибок в учебнике нет, но… «комиссия не считает возможным рекомендовать Министерству образования и науки РФ присвоить книге гриф. Объясним причины. Под обложкой книги объединились два взгляда на создание мира и развитие природы: научный, светский и теологический, христианский. Основу эволюционного научного взгляда заложил Ч.Дарвин. Его учение, дополненное и несколько откорректированное, признается светской наукой. Согласно религиозному, христианскому воззрению мир был создан».

Но сам Дарвин в своем труде «О происхождении видов» писал о созданности 4-5 базовых видов животных и такого же количества растений. Уже Дарвин совмещал «два взгляда», в отличие от него Кювье, Линней, Бэр, Пастер и Мендель говорили только о сотворении. Творением объясняет появление биологических видов и академик Ю.П.Алтухов, редактор учебника и крупнейший специалист в мире по проблемам вида и видообразования. Что же, научные результаты академика РАН Ю.П.Алтухова и его выводы нельзя включить в учебник? Только потому, что научные результаты ученого выводят науку за рамки материализма? А что делать, если сама наука пришла к выводу о сотворенности мира? Скрывать эти научные данные от школьников?
Рецензенты РАН отметили, что сотворения мира Богом никто не видел и этот процесс нельзя изучать научными методами. Но кто видел эволюцию? Кто видел, как моллюски стали рыбами, как рыбы выбрались на сушу и стали крокодилами, как крокодилы научились летать? Этого тоже никто не видел. А можно ли это изучать, ведь и в палеонтологии мы не наблюдаем трансформаций одних форм в другие? Эволюционисты говорят, что можно исследовать развитее организмов, изучая сходство строения современных форм, но ведь такое родство вполне объяснимо идеей творения, общностью плана Бога и его вариациями, как и утверждал это Линней, создавший классификацию органического мира, без которой современная биология не мыслима.
Экспертное заключение РАН содержит и ряд других несообразностей. Как-то: «Существует, однако, многовековая традиция разделять веру и жизненный опыт, религиозное учение и научные теории. Школьная программа требует, чтобы ребенку был преподнесен светский, научный взгляд на природу, ее эволюцию и законы». Но ведь светский взгляд еще не означает атеистический! И почему только светский подход отождествляется с научным? Наука должна искать истину, какой бы эта истина не оказалась, эволюцией ли, творением ли! Она должна найти истинную причину появления мира. Кстати, научные воззрения Дарвина (соответственно и о сотворенности базовых видов) школьник обязан знать согласно действующему Госстандарту образования.

Вывод комиссии поразителен: «Учебное пособие С.Ю.Вертьянова будет полезно для учителей, преподающих биологию, и для пытливых школьников, желающих знать взгляд на жизнь и законы ее существования не только естествоиспытателей, но и философов, теологов, отцов церкви». Все же признали специалисты РАН, что учебник «будет полезен», но почему же не подкрепить такое признание официальным грифом? Только потому, что рецензентам не близка идея сотворения мира? Даже если к такому пониманию приводят данные самой науки? Что это, если не произвол чиновников от науки и образования?

В 2007 году на рецензирование в РАН автор представил учебник, из которого были удалены все цитаты из Библии и слова святых отцов, осталась только идея творения в том виде, в каком она была у знаменитых биологов, указанных выше, и у Дарвина. Сослаться на «религиозность» рецензентам оказалось затруднительным и вот эта третья уже экспертиза вдруг… обнаружила многочисленные ошибки и недочеты научного характера! И это после двух договоров на рецензирования (2005 и 2006 гг.) со всеми немалыми затратами! Чем это объяснить, если не горячим желанием не пропустить неугодный учебник!
Само экспертное заключение РАН оказалось позорно безграмотным. Так, было заявлено, что
— в качестве метода исследований в биологии С.Ю.Вертьяновым упущен метод «выдвигать идеи и доказывать основанные на них теории». Но выдвижение идей вообще не является методом и никогда не упоминается как метод исследований.
— Если в 2005 специалисты РАН поставили автору в вину, что не рассмотрен механизм сокращения мышц, то теперь в 2007 указали, что рассматривать этот механизм не следует.
— Рецензенты указали, что школьникам нельзя давать понятие о генетическом мономорфизме, как не устоявшееся в науке, но первые публикации академиков Ю.П.Алтухова и Ю.Г.Рычкова по генетическому мономорфизму относятся к 1969-1971 гг., а в 1996 году за открытие явления генетического мономорфизма Ю.П.Алтухов, Ю.Г.Рычков, Л.И.Корочкин, получили Госпремию РФ. Какое еще требуется признание? Не в том ли дело, что открытие академиков опровергает эволюционизм и поэтому раздражает глаз «непредвзятых» рецензентов?
— Рецензенты оказались не в курсе, что при затенении стрелолист образует лентообразные листья; что норма реакции индивидуальна для каждого человека; что реакции гидролиза называют расщеплением соединений молекулами воды; что репликационные вилки генетики называют глазками; что рассмотрение микрофиламентов цитоскелета, посттрансляционной функции ЭПС, пруфридинга, молчащих мРНК выходит далеко за рамки школьной программы; что далеко не все дрожжи делятся почкованием; что фитофтора гриб; что Дарвин придерживался концепции сотворения базовых видов Богом и писал о плане творения; что явление генетического мономорфизма было открыто при электрофорезе белков.
— Очень многие понятия и факты рецензенты по невнимательности не увидели в учебнике и поставили автору в вину их отсутствие, так что автору пришлось указывать рецензентам страницы учебника, на которых эти позиции изложены.
— Критикуя параграф учебника об отсутствии переходных форм между крупными таксонами организмов, рецензент РАН заявил, что таких форм обнаружено много, но аргументировать свою позицию примерами отказался, заявив в экспертном заключении: «ищите сами в научной литературе».
— Рецензент обвинил автора в голословности, произвольности научных выводов, касающихся критики эволюции. С.Ю.Вертьянов в ответ приложил к тексту подробные комментарии с более чем 150-ю ссылками на научные статьи в авторитетнейших научных журналах. Однако рецензент РАН никак не отреагировал, продолжая настаивать на субъективности автора.
И в заключение рецензент РАН предельно ясно резюмировал свою позицию: «В нашей стране церковь отделена от государства. Автор не имеет права выходить за рамки закона. Он не имеет права обучать наших детей тому, что написано в его учебнике». Что это, как не пещерный воинствующий материализм?

Чтобы отказать в получении грифа, рецензент РАН в качестве аргумента задает вопрос: «Как учителя будут обучать детей из семей атеистов по учебнику, который посвящен доказательству существования Творца?» Но ведь учебник посвящен изложению научных фактов, что же делать, если сегодня многие результаты научных исследований говорят о том, что не без Бога этот мир появился и существует? Что же делать, если к такому выводу о созданности мира приходят многие ученые? Скрывать факты науки и позицию верующих ученых от школьников? В угоду атеистам, которых меньшинство в нашем обществе, но которые занимают ключевые позиции в образовании и науке? А не пора ли сказать нашим детям правду о науке, об окружающем мире и его Творце? Сколько же еще материализм будет оставаться «единственно научным мировоззрением» в ущерб российскому образованию?

Рецензирование РАО

В 2006 году в экспертном заключении РАО было заявлено, что «В законе РФ об образовании изложены принципы государственной политики в области образования. Одним из принципов является его светский характер, что предполагает недопустимость религиозного влияния на детей… создание и деятельность в образовательных учреждениях религиозных движений и организаций не допускается». Но светский и атеистический это же разные понятия! Что же, в России до революции отсутствовало светское общество? Автору с откровенностью поставлено в вину, что в его учебнике «опровергаются и критикуются научные теории абиогенного происхождения жизни на земле и ее эволюционного развития». Но ведь в учебнике эволюционизм опровергается самими же научными фактами!
Автору было поставлено в вину, что его учебник «содержит утверждения и цитаты из Священного Писания, которые служат идеологической основой для пропаганды религиозного восприятия действительности». Но не ужели образованный человек не должен знать хотя бы кое-что из Писания?

Мелкие недочеты, выявленные экспертами, были автором легко исправлены, РАО была выставлена претензия по качеству экспертизы за подписью академика Ю.П.Алтухова. Но ответ РАО был суров и безапелляционен: «работа нашими экспертами выполнена с надлежащим качеством. Комиссия не намерена ставить под сомнение сделанные выводы…» Вот так легко и просто в нашей стране отвергнуть новый учебник!

В 2007 году на рецензирование в РАО автор представил учебник, из которого удалил все цитаты из Библии и слова святых отцов, оставив лишь идею творения в том виде, в каком она была у Дарвина. Часть учебника для 10 класса, которая не содержит критики эволюции, была признана РАО достойной грифа «Допущено». В учебнике же для 11 класса не было выявлено ошибок биологического характера, но в получении грифа было отказано со следующей странной аргументацией.
РАО признало, что все «традиционные для «советских» учебников так называемые «Доказательства эволюции» – эмбриологические, палеонтологические и биогеографические – таковыми не являются, так как вполне укладываются в альтернативную концепцию креационизма (творения). Доказательством эволюции является сама теория Дарвина, то есть способ рассуждений, образец логического вывода». Что это, как не образец предвзятого научного вывода: аргументация эволюционизма вполне укладывается в идею творения, но теория эволюции верна, поскольку Дарвин так рассуждал! Это рецензия РАО или страшный сон?
Текст экспертного заключения РАО уместился на половинке странички, вывод категоричен: «содержание учебника не соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта». Вот и все, а больше оказывается ничего и не требуется, чтобы загубить новый учебник – лишь такая вот коротенькая отписка за длинной и солидной подписью господина Н.Д.Никандрова и круглой печатью Российской академии образования! Куда же движется наше общество при таком печальном положении дел в образовании, при таком чудовищном произволе чиновников от образования и науки?


С.Ю.Вертьянов, автор учебника «Общая биология 10-11 кл.»