Христианам апостольских времен не надо было объяснять, что такое Церковь, потому что они составляли ее и жили ею. После 16-го столетия, с появлением всевозможных сект, понятие о Церкви в христианском мире становилось все более и более расплывчатым
Христианам апостольских времен не надо было объяснять, что такое Церковь, потому что они составляли ее и жили ею. После 16-го столетия, с появлением всевозможных сект, понятие о Церкви в христианском мире становилось все более и более расплывчатым.
Тем не менее истинная Церковь, непрерывно восходящая к апостольской Церкви, существует и в наше время и будет существовать до конца мира.
Чтобы уяснить природу Церкви и в чем состоит ее жизнь, мы приводим здесь учение о ней Священного Писания. Тексты Писания помещены по темам и сопровождены краткими пояснениями; более обстоятельные пояснения потребовали бы несколько объемистых книг. Таким образом, данная брошюра является скорее справочником, чем всесторонним изложением учения о Церкви.
Вникая в учение Писания о Церкви, мы видим, что она представляет собой небесно-земное общество, в котором верующие таинственным образом соединяются с Христом. Христос создал и освятил Церковь Своими крестными страданиями. Он управляет ее жизнью. Церковь — это Царство добра. Ее цель — нравственно возрождать людей: учить, освящать и привлекать к небу. Духовное возрождение достигается усилиями самого человека, и, одновременно, с помощью благодатной силы Христовой, подаваемой в таинствах, богослужениях и частной молитве.
Как человек состоит из тела и души, так и Церковь имеет видимую и невидимую стороны.
Невидимое в ней — действие благодати Христовой, духовное совершенствование верующих и ее небесная часть — Церковь Торжествующая. Здесь многое — не поддается исследованию.
Видимая сторона Церкви — это ее учение, иерархия, церковные соборы, храмы, богослужения, законы, вся каноническая структура поместных церквей.
Некоторым непонятно, нужна ли Церковь. Не достаточно ли читать Евангелие и верить в Христа? Вникая в учение Спасителя и Его апостолов, мы видим, что по божественному плану люди призваны спасаться не в одиночку или как придется, но в Его благодатном Царстве.
Верующие призваны содействовать спасению друг друга, и этим учатся смиряться и любить. Грех и заблуждения — начала разъединяющие, а истина, благодать Божия и любовь — начала соединяющие.
В Церкви люди находятся на разных духовных уровнях. Те, которые достигли большего совершенства, должны помогать своим немощным собратьям. Сам Господь установил порядок, в котором одни учат, другие учатся.
В Церкви христианин познает истину и освящается благодатью Духа Святого. В таинстве Причащения он входит в реальное общение с Христом, воплотившимся Сыном Божиим, через Него делается причастником Божеского естества. В этом таинственном общении с Богом человек получает силы бороться с грехом и любить Бога и ближних.
Сделав этот вступление, рассмотрим теперь подробнее учение Спасителя и апостолов о Церкви.
Церковь — Царство Божие
В священном писании Церковь именуется Царством Божиим, или Царством Небесным. В обычном употреблении этого слова, мы называем “царством” высокую стадию развития общества — государство с его законодательными, юридическими, исполнительными и другими инстанциями. Государство состоит из граждан, правительства, администрации; оно имеет свои законы, свой язык, обычаи, армию и т. д. Церковь есть Царство, но особое, благодатное. Она состоит из нравственно возрождающихся людей. Церковь имеет свою Главу — небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Сына Божия, имеет свои границы, законы, определенную внутреннюю структуру, служителей (иерархию) и своих верующих. Без этих качеств она была бы не царством, а чем-то бесформенным и неопределенным. Христианин пользуется привилегиями граждан духовного Царства, к которому он принадлежит, но вместе с тем он должен стараться быть полезным членом Церкви и содействовать общему благу.
Священное Писание говорит о Церкви, как о Царстве Божием в следующих местах: Мт. 3:2, Мт. 4:17, Мт. 6:10, Мт. 6:33, Мт. 9:35, Мт. 18:3, Мк. 10:14-15, Лк. 12:32, Лк. 17:21, Иоан. 3:5, Иоан. 18:36, Рим. 14:17, 1 Кор. 4:20, Кол. 1:12-22.
Часто Свои поучения Спаситель начинал словами: “Царство Божие подобно…” “Иисус Христос ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия”, — благую весть о наступлении Царства Божия (Мт. 9:35). Таким образом, люди призваны спасаться не индивидуально, не разрозненно, но совместно, как одна семья, пользуясь теми благодатными средствами, которыми Он наделил Свое Царство.
Условия для вступления в Царство: “Покайтесь (дословно: перемените образ мыслей), ибо приблизилось Царство Небесное” (Мт. 4:17). Вход в это Царство возможен только через таинство Крещения, в котором человек рождается для духовной жизни: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух” (Иоан. 3:5).
Смирение, вера, послушание и стремление к добру — это необходимые для верующих качества. “Блаженны нищие духом” (смиренные) — это первая заповедь Христова. “Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное” (Мт. 18:3). “Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него” (Мк. 10:14-15). Потом идут заповеди: блаженны плачущие (кающиеся), кроткие, любящие правду, милостивые, чистые сердцем, гонимые за правду (Мт. 5 гл.). “Овцы слушаются голоса Его” (Иоан. 10:3). Взор христианина направлен к небу: “Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах”.
Следует отдельно сказать и об отличии праведной жизни от греховных и чуждых Церкви обычаев светского мира: “Я избрал вас от мира”, т. е. выделил из него и “Царство Мое не от мира сего”, — говорит Спаситель (Иоан. 18:36). Сила Церкви не в многочисленности ее членов, но в помощи свыше: “Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лк. 12:32). Принадлежность к Царству Божию — не внешняя регистрация, но внутреннее обновленное состояние: “Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: Вот оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть” (Лк. 17:21). “Мы (Святая Троица) придем к нему (возлюбившему Бога) и обитель у него сотворим” (Иоан. 14:23). “Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе” (Рим. 14:17). “Царство Божие не в слове, а в силе” (1 Кор. 4:20).
Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях
Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению.
Церковь — зерно, выросшее над землей в могучее дерево (Мт. 13:31-32). Здесь показывается внутренняя жизненная сила Царства Божия, как прообраз быстрого роста Церкви. “Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его” (Мт. 13:31-32). Проходя стадии своего развития, дерево несколько меняет свой вид, но не сущность. Подобным образом и Церковь на своем историческом пути проходила через разные фазы изменения внешней церковной жизни и богослужебной практики: менялись формы управления поместных церквей, совершенствовались богослужения, появлялись новые благочестивые обычаи, праздники и посты, возникали новые молитвы и церковные мелодии, уточнялась формулировка христианских истин с использованием новых философско-религиозных терминов, но суть учения Христова и сила благодати остались теми же, что и при апостолах.
Церковь — виноградник: Мт. 20:1-10; Мт. 21:33-46, 1 Кор. 3:6-9 (также смотри Песн. П. 1:5, Ис. 5:1-7, Ис. 27:2, Иер. 12:10). Это образное обозначение Царства Божия возникло еще в Ветхом Завете. Цель виноградника приносить Богу плоды веры и добрых дел. Нужны труженики-виноградари, заботящиеся об умножении плодов в саду, т.е. нужна церковная иерархия, священство. Ветхозаветные виноградари оказались неверными. “Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим” (Лк. 20:9-16). Христос заменил ветхозаветное священство новозаветными пастырями и учителями (об этом будет сказано подробнее). Уподобление, близкое предыдущему, Церковь — сад: “Я (Павел) насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог растящий” (1 Кор. 3:6-7).
Церковь — лоза. Этим образным сравнением обнаруживается наличие органической связи между Христом и верующими, от Которого они получают духовные силы.
“Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есть лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками” (Иоан. 15:1-8).
Таинственный союз между Христом и верующими осуществляется в Причащении Его Телом и Кровью. Для того Сын Божий и воплотился, чтобы через Свою Человеческую природу соединить нас с Божественной. О необходимости Причащения Господь подробно разъяснил в Своей беседе о Хлебе Жизни (Иоанн 6-я глава).
“Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Едящий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Иоан. 6:53-54). Научив Своих учеников необходимости поддерживать единство с Собой, Господь в Великий Четверг, накануне Своих крестных страданий, установил и само таинство Причащения, повелев апостолам: “Сие творите в Мое воспоминание” (Лк. 22:19).
Ап. Павел разъясняет, что Причащение есть реальное соединение с Христом:
“Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие — одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба… Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: Примите, ядите (ешьте), сие есть Тело Мое, за вас ломимое. Сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери и сказал: Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови. Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы ядите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней” (1 Кор. 10:16-17, 11:23-27). “Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии” (Ев. 13:10). Как говорит ап. Петр, через Причащение мы “сделались причастниками Божеского естества” (2 Пет. 1:4).
Церковь — Тело Христово. В Причащении верующие соединяются с Христом, преображаются и становятся членами Тела Христова — Церкви: Еф. 1:10, Еф. 1:22-23, Еф. 3:6, Рим. 12:4-8, Кол. 1:18, Кол. 2:9 и 19, Еф. 5:22-33. У каждого верующего, как у члена тела, есть свое назначение (необходимое целому) и свое послушание (все верующие зависят друг от друга и нуждаются во взаимной помощи).
“Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и тоже дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли — в учении; увещеватель ли, увещевай; раздаешь ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием” (Рим. 12:4-8). Уверовавшие из язычников тоже присоединяются к Церкви: “Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования” (Еф. 3:6, смотри также Еф. 5:22-33).
Христос — глава Церкви: “В устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом” (Еф. 1:10). “Он есть глава тела Церкви. Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство” (Кол. 1:18).
Церковь — овечий двор: Иоан. 10:1-16, Лк. 12:32, 1 Пет. 5:1-5. Двор огражден, и Христос оберегает верующих, находящихся внутри ограды, от волка (дьявола и его слуг).
“Овцы послушны Ему. Едино стадо и Един Пастырь. Кто не дверью входит во двор овечий, но перелазит иным способом, тот вор и разбойник. А входящий дверью есть пастырь овцам. Ему привратник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними, а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус, но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их не приходило предо Мною, суть воры и разбойники, но овцы не послушали их. Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь” (Иоан. 10:1-16).
Пастыри Церкви (епископы, священники) продолжают дело верховного Пастыреначальника Христа:
“Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (1 Пет. 5:1-5).
Церковь — поле, на котором, кроме пшеницы прорастают и плевелы. Здесь разъясняется, что соблазны в Церкви неизбежны до дня Страшного Суда. Виновник соблазнов — дьявол, но и люди несут часть вины, потому что нерадивы. “Оставьте расти вместе то и другое до жатвы. И во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою” (Мт. 13:25-30).
Церковь — здание (храм или дом). Смотри: Мт. 21:43, Рим. 9:33, Еф. 2:19-22, 1 Кор. 3:10-11, 1 Тим. 3:15, 2 Тим. 2:19-21. Здесь раскрывается прочность Церкви. У каждого верующего, как части целого, есть свое назначение. Христос — основание Здания: Христос — “Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла” (Мт. 12:42, Пс. 117:22-23). “Вот, Я полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна. Но всякий верующий в Него не постыдится” (Рим. 9:33, Исаия 28:16, 8:14). Верующие составляют дом Божий:
“Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строить. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3:10-11), — писал ап. Павел христианам. — “Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояитесь в жилище Божие Духом” (Еф 2:19-22).
Церковь — гора (Ис. 2:2-3, Ис. 11:1-10, Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авдия 1:17, Зах. 8:3, Ев. 12:22-24, От. 14:1). Здесь раскрывается величие и непоколебимость Церкви, в сравнении с которой земные царства — холмики, жалкие насыпи. Раскрывается и назначение Церкви: вести верующих к Небесному Царству и облагораживать нравы общества.
Ветхозаветные тексты. Церковь в образе горы (Сион).
Уподобления царства Божия горе часто встречается у пророков. В Псалме Бог Отец говорит: “Я помазал Царя Моего (Своего Сына) над Сионом, святой горой Моей” (Пс. 2-й).
“И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима” (Ис. 2:2-3). “Тогда волк будет жить вместе с ягненком… И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змей. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иесееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники” (Ис. 11:1-10, Ис. 25:6, см. Рим. 15:12).
“Камень отторгся от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них, а камень, разбивший истукан, сделался великой горой и наполнил всю землю. ” Пророк Даниил дает следующее объяснение этому видению: “Во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу. Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Дан. 2:34, 44).
Ап. Павел, пользуясь образом горы древних пророков, наставляет христиан: “Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев” (Ев. 12:22-24). Церковь не может утаиться — она видима (Мт. 5:14, Мк. 4:21, Лк. 11:33). “Вот Агнец стоит на горе Сион, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах” (От. 14:1).
Церковь — супружеский союз (Еф. 5:22-33), семья (Ев. 3:6). Этим уподоблением раскрывается любовь, которая существует между Христом и верующими, Его забота о Церкви и послушание Церкви Христу. Это — Дом (1 Тим. 3:15, 2 Тим. 2:19-21, Ев. 3:6). Ап. Павел наставляет Тимофея, поставленному им опекать Ефесскую церковь:
“Чтобы ты знал, если замедлю, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины” (1 Тим. 3:15). “Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа. А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные. И одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело” (2 Тим. 2:19-21). “А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца” (Ев. 3:6).
Церковь — сокровище, жемчужина. Эти образные сравнения учат, что Царство Небесное является драгоценностью, которой надо дорожить. Духовное богатство надо искать и беречь. “Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое нашедши человек утаил, и от радости о нем идет, и продает все, что имеет, и покупает поле то” (Мт. 13:44-46). “Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это все (остальное) приложится вам” (Лк. 12:31). В ежедневной молитве мы научены просит у Небесного Отца: “Да приидет Царствие Твое”. Но и сами мы должны содействовать его раскрытию в нас: “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мт. 11:12). Мы должны благодарить Бога, “призвавшего нас к участию в наследии святых во свете и избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего” (Кол. 1:12-13).
Церковь — Ноев ковчег. Она подобно великому кораблю везет верующих через житейское море к тихой пристани вечного спасения. Покинувшие корабль тонут (1 Пет. 3:20, 2 Пет. 5-9).
Церковь — жена, облаченная в солнце (От. 12:1-17). Здесь речь о духовной славе гонимой Церкви.
Церковь — едина (Мт. 12:30, Иоан. 17:11-21, Еф. 4:3-6, 1 Кор. 10:17).
“Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает” (Мт. 12:30). Христос перед Своими страданиями молился: “Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы. Мир возненавидел их, потому что они не от мира… Освяти их истиною Твоею, слово Твое истина… За них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиною… Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и те да будут в Нас едино” (Иоан. 17:11-21).
“Старайтесь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (Еф. 4:3-6, 1 Кор. 10:17).
Единство Церкви осуществляется в соборности — гармоническом взаимодействии верующих, в котором духовные качества одного дополняют духовные качества другого, “где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (Кол. 3:11). Внешние признаки: национальность, язык, социальное положение и т. п. — не столь важны.
Небесно-земная Церковь
Универсальность Церкви не ограничивается физическим миром, но простирается и в мир небесный. Бог Отец “все небесное и земное соединил под главою Христом… Он — превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. И все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем” (Еф. 1:10, 21-23). “Ибо в Нем (Христе) обитает вся полнота Божества телесно. И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти” (Кол. 2:9-10). Церковь — это вселенская организация.
О славе торжествующей Церкви в ветхозаветном Писании говорится: Ис. 26-27 главы, Ис. 52:1-2, Ис. 60:1-5, Ис. 61:10-11, Ис. 62:1-5; в Новозаветном — Еф. 1:10, 21-23, Кол. 2:9-10. Ап. Павел пишет верующим:
“Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви Первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева” (Ев. 12:22-24).
Видение славы святых на небе и их участие в судьбах Церкви на земле: От. 5:9-14, От. 6:9-11, От. 7:9-12, От. 8:2-6, От. 11:15-19, От. 12:10-12, От. 14:1-5, От. 14:12-13, 15:2-4.
Непобедимость Церкви
Дьявол и его слуги борются с Церковью, соблазняя верующих. Физическая сторона борьбы имеет второстепенное значение. Его цель — посеять заблуждение (ересь), оторвать от единства, вовлечь в грех. Бог помогает верующим понять хитрости врага и устоять против искушений. Сказано, что дьявол не сможет одолеть Церкви, и она пребудет до конца существования мира. Наше оружие против дьявола — вера, верность Богу, надежда на Бога, молитва, терпение, мужество, постоянство, любовь. Тексты о духовной войне: Еф. 6:10-18, 1 Пет. 5:8, Дан. 2:34-44, Мт. 16:18, Мт. 28:18-20, 2 Тим. 2:16-19, Мт. 10:30.
Утешение верующим во время испытаний:
“Не две ли малые птицы продаются за ассарий, и ни одна из них не упадет без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове сочтены. Не бойтесь же, вы лучше многих малых птиц” (Мт. 10:29-31). Христос говорит: “Я дам им жизнь вечную и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей” (Иоан. 10:28). “Даю вам власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам. Однако тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах” (Лк. 10:19).
“Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было устоять против козней дьявольских. Потому что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” (Еф. 6:10-18, Дан. 2:44).
Христос ап. Петру: “Я говорю тебе: Ты — Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мт. 16:18). Слова, сказанные апостолам: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле… Я с вами во все дни до скончания века” (Мт. 28:18-20).
“Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий, призывающий имя Господне” (2 Тим. 2:16-19).
Свойства Церкви: ее пребывание в истине и святость.
Истина и благодать являются важнейшими свойствами Церкви, ее сокровищем. Без них Церковь перестанет быть Церковью. Смотри тексты: Мт. 23:2-3, Мт. 28:18, Иоан. 8:32, Иоан. 14:6, Иоан. 16:13-14, Иоан. 17:17, Иоан. 18:37, 1 Иоан. 5:6, 2 Иоан. 1:4, 3 Иоан. 1:4,1 Кор. 2:9-10, Еф. 4:4-6 (один Бог, одна вера), 1 Тим. 3:15, 1 Тим. 6:3, 2 Тим. 1:13, Тит. 1:9, Тит. 2:1, Тит. 2:8, Ев. 10:23.
Даже если духовные наставники и не исполняют то, чему учат, следует уважать учение истины: “На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, облюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают” (Мт. 23:2-3).
Господь повелел апостолам: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. Кто поверит и крестится, спасен будет, а кто не поверит, осужден будет” (Мт. 28:18-19). “Познайте истину, и истина сделает вас свободными” (Иоан. 8:32).
Иисус сказал: “Я есть путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Иоан. 14:6). Истина — отличительное свойство Духа Святого:
“Утешитель, Дух Истины… Он наставит вас на всякую истину” (Иоан. 16:13). Первосвященническая молитва Христа: “Освяти их истиною Твоею, слово Твое есть истина” (Иоан. 17:17). Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа Моего” (Иоан. 18:37).
“Сей есть Иисус Христос, пришедший водой и кровью и Духом, не водой только, но водою и кровью, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина” (1 Иоан. 5:6; Истина есть природа Духа). Отношение апостолов к христианскому учению: “Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца” (2 Иоан. 1:4). “Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине” (3 Иоан. 1:4).
Дух Святой учил апостолов:
“Как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (Исаия 64:4). “А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии” (1 Кор. 2:9-10).
В особенности предстоятели Церкви должны знать истину и только ее проповедовать. Ап. Павел наставляет своих учеников Тимофея и Тита:
“Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины” (1 Тим. 3:15). “Кто учит иному, и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает” (1 Тим. 6:3). “Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе (2 Тим. 1:13). “Епископ должен быть непорочен… держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать” (Тит. 1:9). “Ты (Тит) говори то, что сообразно с здравым учением… Слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего о нас сказать худого” (Тит. 2:1 и 8). “Будем держаться исповедания, уповая неуклонно” (Ев. 10:23).
Благодать духа святого освящает чад Церкви. Верующие должны стремиться к святости. Тексты Писания: Мт. 7:6, Мт. 18:17, Мт. 18:20, Мт. 28:19, Иоан. 1:14-17, Иоан. 3:5-6, Иоан. 4:13-14, Иоан. 8:34, Иоан. 14:16-17, Иоан. 15:1-8 (о лозе), Иоан. 16:7, Иоан. 17:17, Деян. 2:36-47, Деян. 8:14-17, 1 Пет. 2:9, 1 Пет. 5:12, 1 Иоан. 1:3, Рим. 5:1-2, Рим. 11:16, Рим 6:22, 1 Кор. 1:2 и 7, 1 Кор. 3:16, 1 Кор. 6:11-19, 1 Кор. 7:14, Еф. 5:25-27, Кол. 3:11, 1 Фес. 4:3-7, 1 Фес. 5:19, 2 Тим. 2:21, Ев. 4:16, Ев. 12:7-10, Ев. 13:9-10.
О явлении Сына Божия в мир:
“Слово стало плотью, и обитает с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа” (Иоан. 1:14-17).
Христос учил беречь духовные сокровища Церкви:
“Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями” (Мт. 7:6). Святость от Христа: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них” (Мт. 18:20). Истина очищает разум: “Вы уже освящены чрез слово, которое Я проповедал вам” (Иоан. 15:3). “Освяти их истиною Твоею; слово твое есть истина” (Иоан. 17:17).
Благодать дается верующим ради крестных страданий Спасителя:
“Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять… Он наставит вас на всякую истину” (Иоан. 14:16). “Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам” (Иоан. 16:7). Обилие благодати в Церкви: “Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовеки. Но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” (Иоан. 4:14).
В апостольское время верующие христиане “каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в весельи и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви” (Деян. 2:46-47). Апостолы учили:
“Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” (1 Пет. 2:9). “Это истинная благодать Божия, в которой вы стоите” (1 Пет. 5:12).
“Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна” (Еф. 5:25-27).
“Да приступает с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи” (Ев. 4:16). “Если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви” (Рим. 11:16). “Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная” (Рим. 6:22). Обычное обращение апостола к разным церквам: “Церкви Божией, находящейся в Коринфе; освященным во Христе Иисусе, призванным святым” (1 Кор. 1:2).
Надо беречь нравственную чистоту:
“Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?… Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы… Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои?” (1 Кор. 6:15-19). “Неверующий муж, освящается женой верующей… и дети их святы” (1 Кор. 7:14). “Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать сосуд свой в святости и чести… Ибо Бог призвал нас не к нечистоте, но к святости” (1 Фес. 4:3-7). “Бог поступает с вами, как с сынами… чтобы нам иметь участие в святости Его” (Ев. 12:7-10). “Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати… Будем хранить благодать, которой будем служить благоугодно Богу” (Ев. 12:15, 28).
Церковная Иерархия
Апостолы и их преемники — епископы, пастыри и учители — продолжают дело Христово. Для этой цели они облечены особыми благодатными дарами. Их миссия — учить истине, освящать верующих через таинства, все направлять к славе Божией и спасению верующих.
Христос есть Первосвященник (Ев. 7:26-28) над Своими священниками. Тексты об иерархии и священстве: Мт. 18:17, Мт. 28:19-20, Иоан. 20:21-23, Деян. 8:14-17, Деян. 14:23, Деян. 20:28, Иак. 5:14, 1 Пет. 5:1-5, Рим. 10:15, 1 Кор. 3:9-12, 1 Кор. 4:1-2, 1 Кор. 4:15, 1 Кор. 12:12-31, Гал. 1:1, Еф. 4:11-16, 1 Фес. 5:12-13, 1 Тим. 4:14, 1 Тим. 5:17-18, 1 Тим. 5:22, 2 Тим. 1:6-7, 2 Тим. 4:13, Тит. 1:5-10, Ев. 5:4, Ев. 10:25, Ев. 13:7 и 17, От. 2:1, 2:8, 2:12, 2:18.
Господь облек апостолов властью:
“Если (согрешающий) не послушает их (свидетелей), скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь” (Мт. 18:17). “Слушающий вас Меня слушает, а отвергающийся вас Меня отвергается” (Лк. 10:16). “Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И, сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого” (Иоан. 20:21-22).
Из книги Деяний видно, что не всякий имел право возлагать руки и давать благодать Духа. Например, после крещения самарян “находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого” (Деян. 8:14-17).
Ап. Павел “рукоположив им (христианам Листры, Иконии и Антиохии) пресвитеров в каждой церкви”, помолился с постом и предал их Господу, в Которого те уверовали (Деян. 14:23). Прощаясь с Ефесскими пресвитерами, он напомнил им о благодати священства: “Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею” (Деян. 20:28).
Ап. Иаков о таинстве елеосвящения: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа” (Иак. 5:14).
Обращение ап. Петра к пастырям Церкви:
“Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие повинуйтесь пастырям. Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (1 Пет. 5:1-5).
Сами Апостолы свидетельствуют о том, что не общество верующих, но Сам Господь призвал их на дело служения в Церкви:
“Не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом избранный Апостол” (Гал. 1:1). “Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным” (1 Кор. 4:1-2). “Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов. Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием” (1 Кор. 4:15). “Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою” (1 Фес. 5:12-13). Ап. Павел своему ученику Тимофею: “Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства” (1 Тим. 4:14).
Ап. Павел объясняет Тимофею и Титу, какими качествами должен отличаться епископ:
“Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах” (1 Тим. 5:22). “Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил неоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не задорный; не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных” (Тит. 1:5-10).
Священство основано Богом, ибо Он
“поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. К совершению святых (таинств), на дело служения, для созидания тела Христова. Доколе все придем в единство веры… дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения… Но истинною любовью все возрастили в Того, Который есть глава, Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви” (Еф. 4:11-16).
Епископ и пресвитеры — “соработники” (продолжатели дела Спасителя и Апостолов): “Я (Павел) насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возрастающий… Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос. Строит ли кто из золота, серебра” (1 Кор. 3:6-11). Епископы — это “ангелы,” ответственные за духовное состояние своих церквей (От. 2:1, 2:8, 2:12).
У каждого должно быть свое призвание и служение, нужное целому:
“Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна, или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагается попечения. И неблагообразные наши более благовидно прикрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенных большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями, далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, помощи, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще более превосходный” (1 Кор. 12:12-31).
Краткое упоминание о богослужениях в апостольское время: “Когда пойдешь, принеси фелонь (облачение), которую я оставил в Троаде и книги, особенно кожаные” (2 Тим. 4:13). О молитвенных собраниях (богослужениях): “Не будем оставлять собрания своего” (Ев. 10:25). На них “все должно быть благоприлично и стройно” (1 Кор. 14:40, богослужебный устав с этой целью и возник). Современная литургия напоминает служение святых на небе (От. 4:1-9, От. 8:1-6).
О благодати священства: “Возгревай дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия” (2 Тим. 1:7).
Возведение в епископы должно быть согласно воле Божией: “Как проповедовать, если не будут посланы?” (Рим. 10:15). “Никто сам собою не приемлет этой (священнической) чести, но призываемый Богом, как и Аарон” (Евр. 5:4).
По всем этим причинам верующие должны почитать духовенство: “Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове” (1 Тим. 5:17).
“Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их… Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неустанно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет” (Ев. 13:7, 17). Рассказ о возмущении Корея против Моисея и о наказании его (смотри: Числа, 16-я глава). Верующие должны материально поддерживать своих пастырей, чтобы те могли все свое время посвящать Церкви (смотри: Деян. 6:2-7, 1 Кор. 9:11-14, Гал. 6:6. 1 Тим. 5:17, Вт. 25:4).
Значение апостольского придания
Истина не исчерпывается Писанием. Дух Святой, пребывающий в Церкви, наставляет в истине ее служителей и верующих. Тексты: Иоан. 21:25, 1 Фес. 5:21, 1 Кор. 2:6; 1 Кор. 11:2, 1 Кор. 15:2, Фил. 4:9, Кол, 2:16-17, 2 Фес. 2:15, 1 Тим. 6:20, От. 3:11. Так как учение Духа одно, то христианские истины — неизменны. Однако, степень постижения истины зависит от духовного уровня того или другого верующего.
Церковь древнее Писания. Апостолы преимущественно наставляли устно. Церковь долгое время жила без Писания. Кроме того, не все было записано апостолами: “Многое другое сотворил Иисус, но если писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить написанных книг” (Иоан. 21:25).
Христиане первых веков руководствовались преимущественно устными наставлениями апостолов: “Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я передал вам” (1 Кор. 11:2). Апостолы ссылались на установившиеся обычаи: “Если кто хочет спорить (относительно стрижки волос), то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии” (т.е. ни остальные церкви не знают такого обычая) (1 Кор. 11:16). Традиция, передаваемая устно, имела первостепенное значение для христиан:
«Вы спасаетесь (благовествованием), если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не напрасно уверовали” (1 Кор. 15:2). “Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте” (Фил. 4:9). “Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или какой-нибудь праздник… Это есть тень будущего, а тело во Христе” (Кол. 2:16-17). “Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим… Завещаем вам братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас” (2 Фес. 2:15, 3:6).
Своим преемникам апостолы излагали Христианское учение полнее и подробнее, чем остальным: “Мудрость же мы сообщаем совершенным, но мудрость не века сего” (1 Кор. 2:6). К таким совершенным принадлежал Тимофей: “О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания” (1 Тим. 6:20). Таким образом, Предание — это вероучительная традиция Церкви, ее “память” и “мировоззрение,” закрепленные в ней Духом Святым устами апостолов. Господь Иисус Христос велит Ангелу (епископу) Филадельфийской церкви: “Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего” (От. 3:11).
Постепенно письменные труды апостолов были собраны в комплект Новозаветного Писания. Но Предание не потеряло своего значения. Напротив, когда возникало недоумение, как понимать то или другое место Священного Писания, христиане всегда обращались к установившейся апостольской традиции — к Преданию. Фактически, Писание есть часть Предания.
В вопросах практических, касающихся, например, богослужений, способа выражения веры, общественного благочестия, постах, крестного знамении и т.д. , пастыри церкви, руководимые Духом Святым, свободны выбирать то, что содействует благу и духовному росту христиан. Разъясняя это, апостол учит: “Все испытывайте, хорошего держитесь” (1 Фес. 5:21).
Отношение христианина к «внешним»
Существуют два вида “внешних:” ищущие и “знающие”. Первые хотят научиться, вторые — поучать. Поэтому:
а) С одной стороны, верующие должны быть готовы дать ответ всякому вопрошающему: “Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас ответа в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением” (1 Пет. 3:15).
б) С другой стороны, защищая истину, должны избегать споров, приводящих к распрям и расстройству слушающих: Тексты об этом:1 Тим. 1:4-6, 1 Тим. 6:5 и 20, 2 Тим. 2:16 и 23-26, Тит. 3:9. По этому поводу ап. Павел наставляет своих учеников Тимофея и Тита:
“(Учи, чтобы) не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят большие споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие” (1 Тим. 1:4-6). “Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких” (1 Тим. 6:5). “О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания” (1 Тим. 6:20, 2 Тим. 2:16). “От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю” (2 Тим. 2:23-26, Тит. 3:9).
Есть незнание, которое происходит от наивного невежества, как и есть нравственные недостатки, происходящие от немощи. А есть упорное сопротивление истине и упорное пребывание в грехе. Первое “есть грех не к смерти,” второе — “грех к смерти”.
Относительно христианской жизни надо учесть, что совершенство не достигается одним скачком, но идет тернистым путем преодоления своих недостатков. Естественно, поэтому в Церкви наравне с более совершенными всегда были и будут менее совершенные и немощные и даже грешные христиане. Об этом говорят притчи о плевелах (Мт. 13:24-30) и о десяти девах (Мт. 25:1-13; смотри также 1 Иоан. 2:1-2, 1 Иоан. 5:16-18. 1 Кор. 11:19, Гал. 2:4). Из апостольских посланий мы узнаем о распрях, спорах, тщеславии, самолюбии, эгоизме, блудодеянии и других нравственных недостатках среди христиан того времени. Церковь свята потому, что она освящает верующих, но не все верующие святы по причине своих недостатков.
Отношение к людям, согрешающим по немощи:
“Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас” (1 Иоан. 1:8). “Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не грешили, а если кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира” (1 Иоан. 2:1-2). “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти… Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему” (1 Иоан. 5:16-18).
Разномыслия неизбежны. Они не отсекают человека от Церкви, пока он способен смириться и осознать свою ошибку. Ап. Иаков:
“Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению” (Иак. 3:1). “Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные” (1 Кор. 11:19). “Вкравшимся лжебратьям, скрытно приходящим подсмотреть за нашей свободою, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовестия сохранилась у вас” (Гал. 2:4). Цель увещания есть любовь, “от чего отступив некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают” (1 Тим. 1:5-7). “Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь” (Ев. 13:9).
Даже и пастыри не всегда отвечают высоте своего звания:
“Берегитесь злых делателей” (Фил. 3:2).
С другой стороны, существует грех ума — ересь, которая происходит от гордости. Ересь отсекает человека от Церкви. Она есть упорное пребывание во лжи; всякая же ложь — от дьявола, который и есть — “отец лжи. ” Тексты на эту тему: Мт. 7:15 и 22-23, Мт. 15:13, Мт. 18:17, Мт. 24:11 и 24, Деян. 20:28-31, Иак. 3:1, 2 Пет. 2:1, 1 Иоан. 4:1, 2 Иоан. 1:9-11, 2 Кор. 2:17, 2 Кор. 11:13-15, Гал. 1:8-9, Кол. 2:8, Фил. 3:2, 2 Фес. 2:10-12, 1 Тим. 1:5-7, 1 Тим. 4:1-2, 2 Тим. 2:16-19, 2 Тим. 4:3-4, Тит. 1:9-11, Тит. 3:10, Ев. 13:9, От. 2:6, 2:14 и 2:20.
Господь предсказывает судьбу обществ, чуждых Церкви:
“Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится” (Мт. 15:13). Он предостерегает верующих: “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные” (Мт. 7:15). “Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных” (Мт. 24:11 и 24. Еще о лжепророках смотри: Ис. 9:15, Иер. 14:14-16, Иер. 23:15-17, Иер. 23:26-28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5-7).
Ап. Иоанн:
“Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” (1 Иоан. 4:1). “Всякий преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его” (2 Иоан. 1:9-11). Ап. Петр: “Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь от искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель” (2 Пет. 2:1).
Ап. Павел много внимания уделяет опасности ложных учений. Он, например, оставляет такое завещание служителям Церкви, которых он рукоположил:
“Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своей. Ибо я знаю, что после отъезда моего войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас” (Деян. 20:28-31). “Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренне, как от Бога, пред Богом, во Христе” (2 Кор. 2:17). “Таковы лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их” (2 Кор. 11:13-15). “Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу” Кол. 2:8). На епископе лежит обязанность “держаться истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать, ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста:они развращают целые дома уча, чему не должно, из постыдной корысти” (Тит. 1:9-11).
Апостол объясняет, как пагубна всякая ересь:
“Если бы мы, или даже Ангел с неба, стал бы благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема” (т. е. да будет отсечен от Церкви, Гал. 1:8-9). Поэтому “еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся” Тит. 3:10). Господь хвалит “Ангела” (епископа) за его ненависть к учению Николаитов (гностиков), и порицает “ангелов” (епископов) Пергамской и Фиатирской церквей за их равнодушие к еретическому учению “Валаама” и “пророчицы Иезевели,” которые вводят в заблуждение верующих (От. 2:14, От. 2:20).
Предсказание о неспособности людей последних времен принять истину:
“Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду” (1 Фес. 2:10-12). “Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей” (1 Тим. 4:1-2). “А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Имений и Филит, которые отступили от истины… Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих; и: да отступит от неправды всякий, призывающий имя Господне” (2 Тим. 2:16-19). “Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух, и обратятся к басням” (2 Тим. 4:3-4).
Жизнь Церкви — возрастание в любви
Церковь — общество, построенное на любви, царство любви. Тексты об этом: Мт. 22:39, Иоан. 14:15, Иоан. 15:12, 1 Иоан. 3:1, Иак. 2:14-26, Деян. 4; 32-35, 1 Пет. 4:8, 1 Иоан. 2:5, 1 Иоан. 3:16-18, 1 Иоан. 4:7-8, 1 Иоан. 4:17-21, 1 Иоан. 1:2, 1 Иоан. 2:25, 1 Иоан. 3:14, 1 Иоан. 5:2-3, 2 Иоан. 1:6, 1 Кор. 13:1-2, 1 Кор. 14:1-8.
1. Любовь Бога к людям:
“Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою” (1 Иоан. 3:16). “Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими” (1 Иоан. 3:1).
2. Наша любовь к Богу выражается в верности и послушании Ему. Надо верить и жить не так, как нам хочется, но как Он учит нас:
“Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Иоан. 14:15). “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем помышлением твоим. Это — первая и наибольшая заповедь” (Мт. 22:37-38). “Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась; из сего узнаем, что мы в Нем” (1 Иоан. 2:5). “Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это — та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней” (2 Иоан. 1:6).
3. Любовь к ближним выражается в заботе об их спасении и в помощи им.
“Вторая (заповедь) подобна ей (первой): возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. ” “Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга. ” “Милости хочу, а не жертвы!”(Мт. 22:39; Иоан. 15:12, Мт. 9:13).
Описание христианского общества в апостольское время:
“У множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного, и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду” (Деян. 4; 32-35).
“Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он верует, а дел не имеет… Ты веруешь, что Бог един, хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут… Человек оправдывается делами, а не верой только… Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва” (Иак. 2:14-26).
Апостолы наставляют:
“Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов” (1 Пет. 4:8). “Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою:и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной” (1 Иоан. 3:16-18). “Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь” (1 Иоан. 4:7-8, 4:17-21, 5:2-3).
Другие положительные качества, лишенные любви к Богу и ближним, теряют свою силу:
“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто” (1 Кор. 13:1-2). “Знание надмевает, а любовь назидает… Кто любит Бога, тому дано знание от Него” (1 Кор. 8:1-3).
Свойства любви:
“Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся” (1 Кор. 13:3-8).
По мере усвоения любви христианин приобщается к новой благодатной жизни Церкви:
“Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; нелюбящий брата пребывает в смерти” (1 Иоан. 3:14). “Жизнь явилась, и мы, видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам” (1 Иоан. 1:2).
Большим препятствием любви к ближним является наш эгоизм и самолюбие, от которых рождаются разные страсти. Христианину необходимо преодолевать свое самолюбие, греховные наклонности и как бы “умерщвлять” свои плотские хотения. Поэтому Христос назвал путь в Царство Небесное “узким путем” и “тесными вратами. ” Вопросу борьбы с грехом Священное Писание уделяет много внимания. Но современные сектанты избегают говорить о необходимости подвига и рисуют христианство в “розовом” свете: “Только верь, и ты спасен!” Не надо ни постов, ни богослужений, ни таинств, ни даже добрых дел. Такой мнимой легкостью спасения они обольщают массы и ведут их по широкому пути. Не так учили апостолы, не так жили христиане первых веков.
Заключение
Как мы видим, Христос не пожелал, чтобы верующие в Него жили разрозненно, но соединил их в одно общество, в одну духовную семью, все члены которой связаны одной верой и взаимной любовью. Это общество называется Церковью.
Иисус Христос дал Церкви правильное устройство и послал ей животворящую силу Св. Духа. Он сделал это для того, чтобы каждый верующий в Него был частью Церковного Союза и, укрепляемый благодатью Св. Духа, легче и вернее мог достичь Царства Небесного. Когда христиан было немного и все они жили в Иерусалиме, тогда они были, как одна любящая семья. У них было одно сердце и одна душа. Богатые отдавали свое имущество апостолам, а апостолы оказывали из него помощь бедным. Каждый день верующие собирались для молитвы, слушали наставления св. апостолов, причащались св. Христовых Тайн. Когда христианская Церковь из Иерусалима распространилась по другим городам, то в каждом таком городе все верующие также составляли одну семью — они часто собирались для молитвы, для чтения слова Божия и причащения святых Тайн и с любовью помогали друг другу и заботились о больных, стариках и сиротах. Каждое такое общество называлось церковью, а все они вместе составляли одну христианскую Церковь.
Для управления Церковью, наставления верующих и совершения богослужений апостолы рукополагали епископов, священников (пресвитеров) и дьяконов.
Мало-помалу в церквах устанавливался одинаковый порядок богослужения, одинаковые церковные обычаи и правила — посты, крестное знамение, богослужебные одежды и т. п. Составлялись церковные песнопения, которые входили во всеобщее употребление Церкви, писались сочинения в защиту и для разъяснения веры, созывались общие соборы для обсуждения и решения церковных дел. Так постепенно складывалась церковная жизнь в том виде, в каком она существует теперь в Православной Церкви. Все жили одной церковной жизнью.
Претерпев в течение первых трех веков своего существования жестокие гонения от иудеев и язычников, христианская Церковь во все последующие века вплоть до середины 9-го века, вынуждена была претерпеть не менее жестокую внутреннюю борьбу с еретиками, которые стремились изменить апостольское учение своими утверждениями. Церковь, отстояв на Вселенских Соборах чистоту Христова учения, к середине 9-го века украсилась всею полнотою своего вероучения, богослужебного порядка и песнопений.
Полнота Божественного Откровения находится в Писании и Предании. Предание — это единая вероучительная традиция.
Человеку, верующему в Спасителя и желающему спасти свою душу, необходимо принадлежать к Христовой Церкви — к тому необъятному собранию верующих, главою которого является Господь Иисус Христос, которое заключает в себе огромное множество святых угодников Божиих, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведников всех времен.
Епископ Александр (Милеант)