марш мира в москве 21 сентябряНедавний «Марш за мир» в Москве, как уже многими отмечено, был маршем не за мир, а в поддержку одной из воюющих сторон — в чем как «Резолюция Общероссийского Марша Мира», так и его флаги и лозунги не оставляли ни малейшего сомнения. Как не остается ни малейшего сомнения и в другом — доклады ничуть не пропутинских правозащитных организаций, таких как «Human Rights Watch», «Amnesty International», «Мемориал», репортажи западных журналистов, говорят о масштабных военных преступлениях, в частности, той стороны, которую вышли поддержать участники марша.

Есть несколько вопросов, которые в связи с этим стоит рассмотреть — что побуждает людей вести себя таким образом? Правильно ли поступили власти, разрешив это шествие? Как обществу относиться к подобным людям?

Протестное движение в России имеет некоторые общие черты с участниками киевского майдана; но есть и одно важное отличие. Начнем со сходств. Их два — вера в то, что все общественные язвы персонифицированы в фигуре правителя, и вера в Запад как в некое мировое добро, которое только и ищет, как обеспечить нам привольную и богатую жизнь.

Еще зимой, когда киевский майдан переходил от мирного протеста к метанию коктейлей молотова, я спрашивал у его сторонников — чего вы намерены добиться? Что именно улучшится в вашей жизни в результате ваших действий? Как именно произойдут эти улучшения? Внятного ответа добиться мне не удалось — главным мотивом людей, поддерживавших протестные выступления было то, что «Янукович достал», достала коррупция и беззаконие, бедность и отсутствие перспектив. Как именно эти социальные язвы могли бы быть исцелены путем драк с «Беркутом» и метания бутылок с горючей смесью? Люди не отвечали ничего внятного, продолжая восхвалять метание бутылок, как дело прекрасное, достойное, и характеризующее тех, кто его совершал, с самой лучшей стороны.

Эта вера в то, что стоит свергнуть текущую власть, как неким непостижимым и чудесным образом решатся все социальные проблемы, объединяет как участников майдана, так и нашу московскую оппозицию. Магическое, сказочное мышление, в котором по низвержении Злого Властелина Мордор как-то сам собой превращается в Диснейленд. Стоит низвергнуть Януковича/Путина, как воссияют европейские ценности, все вокруг сделаются честны и человеколюбивы, вежливы и приветливы. Как в кино «V значит вендетта». Темницы рухнут, и свобода. Граждане, довольные, выходят из кинозала, и направляются в суши-бар.

Но в реальности происходит то, что происходит — падение власти приводит к сильному ухудшению положения дел и с коррупцией, и с беззаконием, и с бедностью, к власти приходят представители ровно той же олигархической элиты, против которой было обращено столько негодования, воровство получает себе удобный предлог и прикрытие в войне и патриотической взвинченности.

Очевидно, люди исходят из картины мира, в которой злой диктатор угнетает хороший народ, и стоит избавиться от диктатора, как народ воспользуется благами свободы. Этот пропагандистский штамп раз за разом оказывается не имеющим отношения к реальности — что не мешает адептам раз за разом его провозглашать. В реальности лукаво сердце человеческое и крайне испорчено, государство, как и все человеческие установления, заражено грехом, но оно остается необходимым средством сдерживания греха.

То и другое протестное движение характеризуется своим негативизмом — «долой» без каких либо внятных представлений о том, что вы намерены делать, когда это ваше «долой» осуществится.

Другая общая особенность как киевских, так и московских участников протестов — вера в Запад как в того волшебника в голубом вертолете из старой детской песенки, который непременно привезет нам в подарок пятьсот эскимо, как только получит такую возможность. Пока что ему мешают ПВО злого диктатора.

Поучителен в этом отношении визит президента Украины Петро Порошенко в Вашингтон — улыбки, овации, теплые слова, а деньги… какие деньги? Денег дали чуть больше, чем по доллару на каждого жителя Украины. Люди на Украине устроили смуту, переворот, убивали и умирали, убивают и умирают до сих пор, производят в своей стране немалые опустошения, нарушили экономические отношения со своим крупнейшим торговым партнером — Россией, лишили себя всякой возможности в обозримом будущем получить от России какую-то помощь, все, чтобы понравиться Западу — и, действительно, Запад хвалит, одобряет, хлопает по плечу, но вот денег, в которых обваливающаяся экономика отчаянно нуждается, не дает.

Люди сожгли свою скромную хату в надежде, что утром проснутся в европейском доме — но проснулись, как и следовало ожидать, в сожженной хате. Ни Европа, ни Америка, не спешат с каким-нибудь «Планом Маршалла», чтобы помочь стране выбраться из ямы, куда она, с их горячего одобрения, упала.

И тут даже нельзя сказать, что Запад обманул. Запад это государства, которые преследуют свои интересы. Западные политические лидеры распределяют деньги своих налогоплательщиков в соответствии с интересами и требованиями этих самых налогоплательщиков. Вряд ли стоило ожидать чего-то другого. Акционерное общество распределяет доходы среди своих акционеров, или вкладывает их туда, где они могут принести прибыль — опять же, акционерам. Запад совершенно не обязан быть волшебником в голубом вертолете. Если Вы вдруг решили действовать в его интересах и в ущерб себе — вас похвалят, ни никто не будет возмещать вам ущерб. Да и с чего бы?

Совершись в России так сильно мечтаемое «падение тирана», мы увидим то же самое — разорение, хаос, кровь и война, и условный Навальный, бегающий за помощью по чужим столицам, и везде получающий самые щедрые похлопывания по плечу, улыбки и комплименты. Потому что государства преследуют свои интересы, а не чужие, нравится нам это или нет, но так устроен этот мир.

Между нашими и киевскими участниками протестов есть, однако, различие — киевские поддерживают свой национализм, московские — чужой. Как пишет вполне либеральных убеждений блогер, «Убил и колышущийся рядом с имперскими триколорами красно-черный флаг бандеровцев. Какое он имеет отношение к миру, свободе и демократии? Люди, которых я еще недавно считал искренними либералами и демократами, спокойно шли под знаменем, которое расшифровуется нацистской идеей «земли и крови» и под которым в ходе «Волынской резни» пытали и убивали сотни тысяч поляков».

В социальных сетях марш вызвал самую резкую критику, многие считают, что его вообще не следовало разрешать, что это проявление слабости властей. Напротив, проявлением слабости был бы его запрет. Дело не в том, нравятся ли нам эти люди, и согласны ли мы с их лозунгами. Дело в том, что стабильность общества в очень большой степени определяется двумя факторами. Во-первых, способностью людей уживаться с теми, кто им не нравится. Не причинять этим неприятным людям вреда, уважать их законные права и интересы, слышать, что они говорят. Топливо для гражданской смуты — это не обязательно именно прозападная идеология. Идеологически какой-нибудь «правый сектор» не имеет ничего общего с сенатором Маккейном. Тем не менее, именно националистические боевики были успешно использованы для свержения Януковича. Для устроения гражданской смуты можно использовать кого угодно, и тут цвет флагов глубоко вторичен. Как не слишком важны и лозунги. Главное топливо смуты — это гражданская ненависть. Совершенно неважно, под какими лозунгами человек готов объявить своего соседа «нелюдью». Важен сам разрыв социальной ткани, в которую уже влезут заинтересованные лица. Предаваться ненависти к согражданам — хотя бы они были чрезвычайно неправы — значит работать на смуту, а не против нее.

Второй фактор определяющий стабильность — это готовность повиноваться законам, которые предоставляют определенные права и гарантии как нам, так и неприятным нам людям, всем гражданам вообще. По закону люди имели право провести такой марш — они его провели. Полиция проследила за тем, чтобы их никто не обидел, и они мирно разошлись по домам. Один из признаков общества, живущего по закону — это то, что правами в нем пользуются и те, кто резко расходится во мнениях и с властями, и с большинством сограждан.

Иначе мы получаем ровно то, что мы видим на Украине. Да, «Марш Мира» — это марш в поддержку того, что делают киевские власти. Да, это вызывает резкое неприятие большинства из нас. Но мы здесь не убиваем наших сограждан. Мы здесь живем по закону. Москва находится в гораздо лучшем состоянии, чем Одесса — и нам надо постараться, чтобы так было и дальше. У нас есть государство, в котором люди могут безопасно выражать свои мнения — даже такие, которые вызывают негодование у их сограждан. И это хорошо.

источник