Москва. 19 мая. ИНТЕРФАКС — Советские символы, включая вечный огонь, смогли объединить наших предков во имя христианских, по сути, идей, заявили в Московском патриархате. «Священники, возлагающие цветы у памятников воинской славы, не участвуют в языческом ритуале. Они отдают дань памяти тем, кто проливал свою кровь в годы Великой Отечественной войны», — заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в четверг глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда. Так он прокомментировал слова ответственного редактора официального органа Русской церкви — «Журнала Московской патриархии» Сергея Чапнина, который заявил, что сегодня празднование Победы является подобием «гражданской религии», ритуальные формы которой, в частности, предполагают «всеобщее поклонение огню». «Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геены огненной, гнева Божия… Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале», — сказал С.Чапнин. В свою очередь В.Легойда признал, что выходящий из земли огонь — не христианский символ, «но молитва о душах погибших — а она и является целью участия христиан в подобных мероприятиях — может и должна звучать в любом месте, ибо «на всяком месте владычество Его». «Сегодня «вечный огонь» остается символом памяти павших в боях за Отечество для огромного количества людей — всех тех, кто в годы государственного атеизма был вынужден объединяться вокруг пятиконечных звезд», — отметил собеседник агентства. Однако, продолжил он, люди, не по своей вине лишенные христианской символики, нередко сплачивались вокруг советских символов «во имя высоких идей: чести, мужества, жертвенности — идей, по сути, христианских». «И Церковь, в том числе в лице предстоятеля, приходя к «вечному огню», тем самым проявляет любовь и уважение к тем, кто защищал нашу страну. Мне кажется, что в этом вопросе чувства людей, которые кроются за символами, выше, ценнее самой символики как таковой», — подчеркнул В.Легойда. По его мнению, вечный огонь можно назвать языческим символом «в большей степени условно — скорее, квазирелигиозным». В целом же, оценивая традицию празднования Дня Победы, не стоит, по мнению В.Легойды, ставить знак равенства между религиозным символом и символом нерелигиозным. «Этот праздник, безусловно, имеет глубокое символическое измерение, иначе и быть не может», — подчеркнул представитель Церкви. Он напомнил, что советская власть очень часто создавала новые символы взамен христианской символики: кресты повсеместно заменялись на пятиконечные звезды, «а вечный огонь, по сути, заменил собой лампады, всегда горевшие и перед иконами, и над раками с мощами святых». «Традиция зажжения огня — лампады, свечи — в память об усопших была принята Церковью много раньше советской эпохи», — добавил В.Легойда. Фото патриаршей пресс-службы