Христианство не отменяет чувства собственного достоинства
Протоиерей Игорь Гагарин
Cвященник рассказал о правильном отношении христианина к обиде и насилию…
«Мстить не нужно. Но зло должно быть наказано, – это закон, который Христианство не отменяет. Как же первое сочетается со вторым?
Для верующего человека есть слова Библии: «Мне отмщение и Аз воздам». То есть, Господь говорит: «предоставьте Мне отомстить за вас, и Я отомщу». Об этом сказано у апостола Павла: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию». Если хотите, то можете отомстить сами, но тогда Бог уже не вмешивается; тогда разбирайтесь с обидчиком самостоятельно. Поэтому, когда мы отказываемся от возмездия, это не означает, что мы добродушные тюфячки.
«Нет, в этом выражается вера человека, который знает: если он предоставит Богу самому разобраться с обидевшим человеком, это будет самое правильное», – сказал в интервью сайту «Ветка ивы» настоятель храма св. Иоанна Предтечи с. Ивановское Ногинского района Московской области протоиерей Игорь Гагарин, отвечая на вопрос издания, как православный человек должен отвечать на направленную против него агрессию.
Но это не значит, что я сейчас скажу: вот и все, вопрос исчерпан. Я считаю, что, как очень часто бывает в жизни, на многие вопросы нет однозначного ответа для любой ситуации. Есть ситуации, в которых нам нужно именно своими руками остановить это зло и наказать его. Может, Бог нашими руками и будет творить возмездие? Бывают ситуации, когда я говорю: «подавайте в суд», а бывают ситуации, когда я говорю: «оставьте, это все без толку, пусть все будет, как есть».
Принцип здесь должен быть такой: если человек сделал нам зло, и мы понимаем, что этот человек – носитель зла, что он не остановится, то я-то его прощу и отпущу, а он еще скольким людям навредит и жизнь испортит? Помню, отец пришел, у него в милиции избили сына до смерти. Это дело пытались замять, сделали так, будто бы парня уже нашли избитым. Он мне говорит: батюшка, стоит мне этим делом заниматься или оставить все? И я ему сказал: «нет, не оставляйте так, они еще кого-нибудь забьют. Если эти люди будут наказаны конкретно, то, может быть, мы кого-то спасем»", – пояснил отец Игорь.
«Существует расхожее мнение, будто Церковь призывает к всепрощению, будто бы Церковь говорит, что нужно всех прощать. На самом деле, в Евангелии ничего подобного нет. В Евангелии действительно говорится о необходимости прощения, но только в том случае, если человек раскаялся.
Как говорит Христос: «Если согрешил против тебя брат твой, а потом пришел, покаялся, то прости его, а если снова согрешил и снова покаялся, снова прости». Но Он не говорит, что если согрешил, то прости его. В другом месте говорится: «Если согрешил против тебя брат твой, выговори ему», то есть скажи ему, что он согрешил и если он поймет тебя и покается, то прости его. А если он не поймет? Если он не покается, если он считает, что прав?
В Евангелии очень четко сказано: «Тогда призови двух свидетелей», то есть людей, которые тоже имеют авторитет и снова, уже при них, выскажи свои претензии. Пригласи кого-то – друзей общих для него и для тебя – и скажи: ребята, я ему сказал, теперь давайте вместе ему скажем, что он не прав. Если эти двое скажут: «Слушай, ты виноват», и он послушает, то хорошо. Если не послушает, обратитесь к Церкви, это высший авторитет. Придите с ним к священнику, скажите, пусть он вас рассудит. А если не послушает и Церковь, то «будет тебе как язычник и мытарь», то есть больше с этим человеком можешь не иметь ничего общего, вообще разорвать всякие отношения, и ты будешь прав, как говорит Господь», – сказал священник.
Вместе с тем, обратил внимание пастырь, мстить тоже не надо: «Я имею в виду, что если речь идет о каких-то таких обидах, если он вас обворовал, то вы вполне имеете право предпринять судебные действия, чтобы вернуть имущество. Если дело касается просто оскорблений и обид, то, конечно, опускаться до его уровня и отвечать ему тем же не надо, но и ходить, улыбаться ему и делать вид, что все хорошо, нет необходимости. У нас есть чувство собственного достоинства, и Христианство его не отменяет и не ставит перед человеком задачу быть тряпкой, в которую все могут плевать, а он будет утираться и говорить всем «спасибо».
С другой стороны, я уверен, что если бы обидчик пришел бы к вам со слезами и сказал: «Я такой был негодяй, мне так стыдно! Я искренне раскаиваюсь», и вы бы увидели, что он понял, я уверен, что вы простили бы. Если бы вы увидели, что это не продиктовано какими-то интересами, а что в нем действительно что-то произошло, то это счастье. Человек, прощающий в момент прощения радуется больше, чем тот, которого прощают, потому что это такое наслаждение – прощать! Если раскаяния у него нет, то самое лучшее, что мы можем сделать, – это просто не опускаться до его уровня и не вести себя по отношению к нему так, как он вел себя по отношению к нам. Просто отстраниться от этого человека и предоставить его в руки Божьи».
«Власть над другими людьми можно проявлять по-разному, обычно считается, что самое высшее проявление власти – это власть над жизнью и смертью. «В моих руках тебя убить или не убить» – это высшая власть? Это ошибочно! На самом деле, есть власть большая – это власть прощать. Это один из римских императоров сказал, что «есть власть более высокая, чем власть лишить жизни, – есть власть простить».
Если для того, чтобы иметь власть убить или наоборот не убить, нужно занимать какое-то положение – быть императором или судьей, или еще кем-то, то есть быть великим на социальной лестнице, то для того, чтобы иметь власть простить, должно иметь величие душевное. Ты можешь быть последним рабом и обладать властью большей, чем император», – подчеркнул священник. «И лучше нам воспользоваться этой властью, потому что непрощенная обида мучит нас, а вовсе не обидчика. Это казнь не для преступника, а для меня», – добавил отец Игорь.
Источник: http://www.rusk.ru/